Найти в Дзене
7Дней.ru

Высокому блондину — 90: 7 великих ролей Пьера Ришара

Оглавление

Одно из самых узнаваемых лиц французского кино.

   «Злоключения Альфреда», 1972 кадр из фильма
«Злоключения Альфреда», 1972 кадр из фильма

16 августа 90-летие празднует Пьер Ришар — один из самых узнаваемых и обожаемых французских актеров, чьи чудаковатые, но обаятельные роли стали классикой еще при жизни их исполнителя. В театре Ришару не везло — ему постоянно давали характеры второго плана и мало платили, так что приходилось подрабатывать выступлениями в кафе, кабаре и мюзик-холлах. Импровизируя там, Ришар научился танцевать. А еще понял, что лучше всего у него получается влюблять в себя через смех. Это он и делал потом на протяжении всей карьеры. О лучших фильмах с участием юбиляра — в нашей сегодняшней подборке.

«Налево от лифта» (1988)

   «Налево от лифта», 1988 кадр из фильма
«Налево от лифта», 1988 кадр из фильма

Действие этой классической (и во всех смыслах этого слова камерной) комедии положений происходит в двух соседних квартирах, на экране — всего четыре персонажа. Ришар, само собой, играет чудака-простофилю, попавшего в своеобразный любовный прямоугольник. Картина ни на что грандиозное не претендует, но обязательную программу сделанной по всем канонам французской комедии отрабатывает. А еще здесь блистает очаровательная проказница Эммануэль Беар.

«Укол зонтиком» (1980)

   «Укол зонтиком», 1980 кадр из фильма
«Укол зонтиком», 1980 кадр из фильма

Ришар играет незадачливого актера, который хочет исполнить роль наемного убийцы в комедии, вот только вместо кастинга попадает на встречу с мафией, от которой получает задание убить торговца оружием. Случайный человек, оказавшийся в центре криминального заговора, — один из ключевых сюжетов в карьере Ришара. История раскручивается стремительно, персонажи — один ярче другого. Фильм пролетает на одном дыхании, а проступающая местами наивность всего этого действа придает ему особый — теплый и ностальгический — вкус.

«Папаши» (1983)

   «Папаши», 1983 кадр из фильма
«Папаши», 1983 кадр из фильма

У этого фильма две визитные карточки — легендарный дуэт Ришара и Жерара Депардье, а также моментально узнаваемая музыка композитора Владимира Косма. Повествует картина о двух мужчинах, которые по просьбе старой знакомой разыскивают ее сбежавшего из дома сына, и каждый из них считает себя биологическим отцом мальчика. Еще одно чисто французское кино, где гэги предугадываются за километр, но все равно смешат, сюжет тривиален, но все равно удивляет, а атмосфера мягко и вкрадчиво обволакивает.

«Невезучие» (1981)

   «Невезучие», 1981 кадр из фильма
«Невезучие», 1981 кадр из фильма

Примечательно, что изначально роли частного сыщика Кампаны и навязанного ему в партнеры неудачника Перрена, которые отправляются на поиски пропавшей в Мексике дочери миллионера, должны были исполнить Лино Вентура и Жак Вильре соответственно, но те наотрез отказались сниматься вместе. Вот так, благодаря нелепому стечению обстоятельств, и сформировался нелепый дуэт Ришара и Депардье — дуэт, которому было уготовано прослыть одним из знаменитейших во всем французском кино. Успех на родине был феноменальный: в 1981 году «Невезучие» стали лидерами французского проката, обойдя первого «Индиану Джонса» и «Профессионала» с Бельмондо.

«Беглецы» (1986)

   «Беглецы», 1986 кадр из фильма
«Беглецы», 1986 кадр из фильма

Заключительная из трех классических комедий с дуэтом Ришара и Депардье. Грабитель банка, оказавшийся по совместительству полным неудачником, берет в заложники бывшего заключенного, но в итоге заложнику приходится нянчиться со своим похитителем и спасать его из передряг, а заодно воспитывать дочь своего нового непутевого знакомого. Грандиозный финал трилогии, в котором исполнители двух главных ролей, кажется, до дна исчерпали казавшийся неисчерпаемым запас актерской химии между ними.

«Высокий блондин в черном ботинке» (1972)

   «Высокий блондин в черном ботинке», 1972 кадр из фильма
«Высокий блондин в черном ботинке», 1972 кадр из фильма

Именно в этой ленте Пьер Ришар впервые появился в ставшем потом культовом образе Франсуа Перрена — незадачливого растяпы с доброй душой и большим сердцем, постоянно попадающего в комично опасные и опасно комичные ситуации, но выходящего сухим из воды. «Высокий блондин в черном ботинке» — это фильм, который, как это почти всегда бывает с Ришаром, отличает легкость, игривость и львиные запасы чисто французского обаяния. А завернуто это все в сюжет нарочито утрированного шпионского триллера. На Берлинском фестивале 1973 года фильм получил «Серебряного медведя» за лучшую режиссуру.

«Игрушка» (1976)

   «Игрушка», 1976 кадр из фильма
«Игрушка», 1976 кадр из фильма

И снова Франсуа Перрен вляпался в историю. Правда, на этот раз он — журналист, за внушительную сумму согласившийся пойти на унижение и стать живой игрушкой и личным клоуном избалованного сына миллионера-самодура. Несмотря на кажущуюся несерьезность, «Игрушка» — кино многослойное. Это и социальная трагикомедия на грани фарса о классовом неравенстве, и трогательная притча о любви к ближнему, и просто душевная комедия положений. И в этой многослойности Ришар переключается между многими образами внутри одного персонажа, наглядно показывая, почему он — действительно великий актер.