Обзор немецких медиа
🗞(+)Frankfurter Allgemeine Zeitung в статье «Немецкие танки на Украине: Леопарды Изюма» рассказывает, что в настоящее время Украина располагает 58 немецкими танками Leopard 1A5. Однако, поскольку эти старожилы слишком слабо бронированы, они используются почти исключительно в качестве вспомогательной артиллерии. Визит к танкистам. Уровень упоротости: умеренный 🟡
В долине под Изюмом на востоке Украины под деревьями стоит танк, а под танком лежат люди с отвёртками. Люди - местные, танк - немецкий: один из 58 образцов устаревшей модели Leopard 1A5, которые Германия отправила на Украину в рамках совместной операции с Данией. По данным Министерства обороны Германии, в конечном итоге их будет 135, и Нидерланды также покрывают часть расходов.
То, что люди лежат под танком, объясняется тем, что он сломан. Они только что демонтировали одно из гусеничных колёс, потому что подвеска сломана. На другом Леопарде был сломан двигатель, но подвеска была цела. Поэтому они вынули деталь оттуда и теперь устанавливают её здесь. К сожалению, говорит один из них, им часто приходится это делать, потому что Leopard 1A5 уже не является последней моделью, а запасных частей нет. Само колесо лежит в траве рядом с танком. Жёсткая резиновая шина вокруг него сильно изношена. Судя по виду, оно тоже долго не протянет.
Во время перерыва Демьян сидит, скрестив ноги, на лесной подстилке. Он - водитель и механик танка. Его боевое имя «Малый», но сам он большой, как дерево. Еще минуту назад он работал молотком и шурупами, его футболка всё ещё была испачкана машинным маслом, но теперь пришло время выкурить сигарету и выпить колы в тени. Его руки и плечи украшены татуировками: скандинавские символы, орлы, пернатые львы. Он записался в армию в 19 лет, за пару лет до большого вторжения, а когда оно наступило, оставил жену и маленького сына и был там с первого дня. Каждый раз, когда подразделение делало перерыв, появлялась новая татуировка. Демьян оставил место на верхней части руки на тот день, когда Украина победит.
Сейчас он чертит палкой линии на лесной подстилке. Его первый день в бою, когда русские ворвались на Украину с севера. В то время он водил не «Леопард» - его доставили из Германии только позже, - а Т-64, советский танк, который, как и «Леопард-1», был разработан в 1960-х годах.
Вертикальная линия: украинская колонна. Горизонтальная линия: российские танки. Они и раньше слышали, как греются их двигатели, но теперь они здесь. «Русский стреляет первым, прямо по нам, но промахивается. Тогда танк позади меня подбивает русского».
Демьян до сих пор много рассказывает о тех первых днях. О том, как был ранен их командир, как они наехали на мину. Его танк подпрыгнул, но все остались живы. Как они потом бежали пешком через улицу, полную мёртвых и умирающих солдат, украинцев и русских. Как один из русских, совсем молодой человек с дыркой на лице, сказал: «Помогите мне». Демьян посмотрел на него, а потом побежал дальше.
Теперь в его роте вместо Т-64 стоит немецкий «Леопард-1», и когда солдаты сравнивают их, результаты оказываются неоднозначными. Демьян говорит, что он «не большой поклонник» «Леопарда», а его командир роты Николай тоже говорит: «Мой танк - Т-64».
Каюта командира роты Николая находится в одиноком фермерском доме с кривым забором. Фермеры давно уехали, сад зарос. Штабные помещения внутри представляют собой нагромождение походных кроватей, компьютеров, туалетной бумаги, боевых брюк и раций. В одном углу прислонена связка немецких пулемётов, окна заделаны картоном. Николай, командир роты, встречает вас в резиновых тапочках и шортах.
Он здесь с самого начала - не только с момента масштабного вторжения в 2022 году, но и ещё в 2014-м, когда Россия оккупировала Крым и половину промышленного региона Донбасса. Он начинал рядовым солдатом, потом стал командиром танка, командиром взвода и роты, а танк, которым он управлял, был трижды уничтожен. Иногда это были ракетные установки русских, иногда ствольная артиллерия. Он не хочет сказать «ничего плохого» о «Леопарде-1» - только вот что: он хорош, но отличается от Т-64. «Насколько отличается?» - «Хорошо стреляет, хорошая скорость, плохая броня», - говорит Николай.
Более или менее все согласны. Во время нашего визита мы поговорили с семью украинскими бронебойщиками, включая двух командиров рот и командира батальона. В общем и целом все они подтвердили выводы Николая. По сравнению со своим постсоветским аналогом, Т-64, Leopard 1A5 быстр и манёвренен, пушка имеет большую дальность стрельбы, а благодаря современной оптике он может очень точно поражать цель и ночью.
Но есть у него и слабые стороны, и целую группу из них можно свести к одному предложению: Leopard 1 - это просто классический автомобиль, а каждый, кто когда-либо имел дело с классическими автомобилями, знает: провода и шланги хрупкие, всегда нужно что-то ремонтировать. «Многие детали часто выходят из строя, - говорит Николай. Помимо крыльчатки, это в основном дизельный и воздушный фильтры. Когда они загрязняются, двигатель нагревается, и противнику легче заметить это с помощью тепловизионных камер».
Николай нашел решение для воздушных фильтров: он просто идёт в магазин и покупает фильтры для трактора. «Я плачу за них из своих денег. Зарплата начальника - это касса компании». Жёсткие резиновые накладки на колёса и накладки на бронированные гусеницы тоже быстро изнашиваются, но, по крайней мере, колёса теперь заменяют. Украинская компания начала их восстанавливать. Накладки на гусеницы страдают в основном из-за того, что танки часто идут зигзагом спереди. Это означает, что у них меньше шансов быть сбитыми беспилотниками.
Однако когда «Леопард-1» работает, его главная проблема - слабая броня. Это делает его уязвимым для артиллерии, других танков и беспилотников. На востоке Украины военная техника не может долго находиться в движении, не будучи обнаруженной. Анастасия, пресс-секретарь бригады, показывает на своём планшетном компьютере, почему: российские беспилотники всегда в движении. Часто они летают парами - «Зала» или «Суперкам» ведут разведку, а «Ланцет» летит к цели как беспилотник-камикадзе. А из-за слабого бронирования Leopard 1A5 используется на Украине не как танк, а как пушка. Он не наносит штурмовых ударов (для этого украинцы предпочитают использовать Т-64 или несколько более современные Т-72), а обычно ведёт огонь по противнику с хорошо замаскированной позиции, используя неприцельный огонь (то есть по высокой дуге без обзора цели).
Василий, как командир батальона или «Комбат», самый высокопоставленный солдат на этой базе, рассказывает нам, как это выглядит. Дома у него жена и ребёнок, а в гражданской жизни он занимается исследованиями в сельскохозяйственном научном институте. Как солдат, он носит боевое имя «Лео» - но не из-за танков (они появились позже), а в честь вежливого и всегда носящего галстук-бабочку кота Леопольда. Это мультяшный персонаж из его советской юности. Теперь командир батальона рассказывает нам, как может выглядеть типичное развертывание Leopard 1A5 на Украине, а мы дополнили его рассказ сообщениями других солдат.
Когда русские не наступают, батальон готовит огневые позиции, то есть замаскированные ямы в лесу прямо перед «нулевой линией». Ещё дальше - танки в боевой готовности. Когда беспилотники распознают цель или начинается штурм, они сворачивают на подготовленные огневые позиции и открывают огонь по противнику. Русские при штурме сначала дают «поработать» своей артиллерии, а затем атакуют пешком, на квадроциклах и багги или на мотоциклах. Этот момент без укрытия - та возможность, которую «Леопарды» так долго ждали. Управляемые беспилотниками, они открывают огонь со своих позиций по рядам наступающего противника, но, как правило, не видя его. Стрельба на поражение возможна только ночью. Тогда вражеские беспилотники видят хуже, можно укрыться, а хорошая оптика даёт «Леопарду» преимущество. Бронированных дуэлей практически не бывает.
Самой опасной частью этой тактики является подход к позиции и отход от неё. В небе полно беспилотников, и Иван, другой командир роты, рассказывает, как однажды русский «Ланцет» засёк его «Леопард» на пути. Он погнался за ним, но ему удалось сбить его из пулемёта. Но потом выяснилось, что был ещё один, и теперь он тоже шёл по пятам танка. Иван следил за ними из башни и руководил действиями водителя. Полный газ и крюк вправо, затем крюк влево. В итоге, по словам Ивана, «Ланцет» рухнул на землю.
Комбат говорит, что эта тактика, при которой танк используется как пушка, до сих пор удавалось ограничивать потери подразделения. Он также приводит цифры, но просит их не публиковать. В любом случае, большинство немецких танков Leopard 1 в его батальоне, похоже, всё ещё в строю спустя год. Были потери, когда беспилотнику удавалось обнаружить замаскированные огневые позиции или когда - очень редко - они пытались вести прямой огонь по противнику днём, а не ночью.
Большая часть отряда ещё жива, но они устали. Так говорит Демьян, так говорит Николай, командир роты, так говорит и Василий, комбат, так говорит.
В ходе опросов две трети украинцев говорят, что прекращение огня, которое заморозит нынешние линии, было бы неприемлемым. Но добрая пятая часть согласилась бы на такую модель «земля в обмен на мир», и Василий знает, что в войсках тоже царят смешанные чувства. Сам он, по его словам, не знает достаточно, чтобы принять решение в свою пользу. «Если бы мы остановились на той линии, на которой находимся сейчас, меня бы это расстроило», - говорит он. «Но если я представлю, что война будет продолжаться вечно, то это тоже меня обескуражит». Вот почему он говорит: «Я просто делаю свою работу».
Демьян, по-прежнему сидящий скрестив ноги на лесной подстилке, вращает рукой туда-сюда, как человек, который говорит: «Можно видеть это так, но можно и по-другому». Кто-то сейчас считает, что можно обойтись без земли, лишь бы был надёжный мир, но на самом деле он не знает. Он уже потерял слишком много друзей в этой войне, чтобы просто смириться с таким исходом. «Тогда за что, - спрашивает он, - мы сражались?»
И тогда он вспоминает первые дни войны. Как он разразился диким хохотом, впервые наехав на мину, а потом понял: я всё ещё жив. Как адреналин пульсировал в нём. И какое чувство восторга он испытал, когда въехал в освобождённую деревню после первых успешных украинских контратак. Каково это было, когда люди ликовали, а дети толпились вокруг его танка до поздней ночи. Но и то, как позже он едва мог стоять на ногах от страха. Как он отчаянно просил своего начальника дать ему несколько дней отпуска, но в ответ услышал только: «Извини, я не могу. Вы нам нужны».
Спустя два с половиной года после серьёзного нападения его чувства улеглись. Его жена и ребёнок находятся за границей, так что, по крайней мере, ему не приходится о них беспокоиться. Что касается его самого: чувство восторга сегодня слабее, но и страх тоже.
Он мало что знает о ПТСР, потому что не хочет ничего рассказывать армейским психологам. Иногда, однако, ему вдруг становится плохо, или он много дней плохо спит. И какое-то время он ещё видел во сне умирающего русского, лежащего на улице и говорящего «Помогите». В то время, говорит Демьян, он не чувствовал к нему жалости. Когда русский снова появлялся в его снах, Демьян либо пытался с ним поговорить, либо убивал его. Но это было очень давно. Сегодня мертвец никогда не возвращается.
Авторы: Конрад Шуллер и Юлия Сердюкова. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец».
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: ну, в целом, на фоне остальных материалов в F.A.Z. почти нормально. И информативно.