Уважаемые друзья-подписчики!
У каждого из нас есть мечта, лучше, когда их много. Одна из моих, это сделать так, чтобы ЕЖЕГОДНО в образовательных учреждениях Волгограда проходили Агашинские уроки. Несколько раз я выходила с инициативой к педагогическому сообществу, вернее, к начальствующей части, а "воз и ныне там..." Предлагаю вашему вниманию малую часть моих Агашинских уроков, которые ЕЖЕГОДНО провожу со своими воспитанниками.
А для меня
гораздо больше значит,
когда, над строчкой голову склоня,
хоть кто-то вздрогнет,
кто-нибудь заплачет
и кто-то скажет:
— Это про меня.
Актуальность обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования о ценностях нашей Родины, что позволит расширить представления обучающихся о России, и ее роли в мировой литературе и культуре.
Педагогическая целесообразность состоит в том, что уроки нацелены на реализацию идеи образования на основе культурных традиций, воспитывают уважение к традиционным ценностям, укрепляют смысловую, духовно-нравственную сторону образования и позволяют максимально реализовывать идею образовательного пространства, открытого в культуру, а также развивают способность учащихся свободно ориентироваться в социокультурной реальности современного мира.
Отличительной особенностью является обобщение и структурирование материала, который направлен на самостоятельное знакомство обучающихся с литературными памятниками России.
Специфика заключается в том, что он является интегрированным и объединяет такие образовательные области как литература, краеведение, история, музыка, МХК.
В качестве непосредственного результата следует ожидать повышение уровня коммуникативной культуры, развития навыка проектной деятельности. Опосредованным результатом деятельности будет являться более глубокое осмысление исторического прошлого и настоящего России, усиление мотивации обучающихся к самостоятельному познанию основ исторических и национально-культурных основ своей малой Родины.
Общая тема мероприятий, рекомендуемых для проведения в образовательных учреждениях Волгограда – «Волгоградская березка- поэт, общественный деятель, журналист М.К. Агашина».
Ориентировочная дата проведения – последний день февраля (ежегодно).
Цель Агашинских уроков- Организация творческой деятельности учащихся средствами литературного краеведения»: формирование у них образовательных развивающих, и воспитательных компетенций в области построения «диалога культур» на примере исторических и национально-культурных основ своей малой Родины.
Задачи :
Образовательная: формировать культурологическую компетентность обучающихся в области знаний литературы России в исторической ретроспективе и на современном этапе.
Развивающая: совершенствовать у обучающихся навыков и умений осуществления межкультурного общения, осознанного и уважительного отношения к другому человеку, гражданской позиции; готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Воспитательная: воспитывать молодое поколение в духе уважения к историко-литературным традициям города.
Памяти М. Агашиной…
Над поэтами, как правило, не плачут –
Тихо помнят их горячие стихи.
Стопка книг – не за рубли, а на удачу,
Для людей, что не слепы и не глухи.
Вечной жизни незнакомые уловки.
Догорают, словно кисти, камыши…
Словно птицы на холодной остановке
Рифмы крыльями касаются души.
Рекомендуемые темы:
Детство в творчестве М.К. Агашиной;
Пост моей судьбы (Роль М.К. Агашиной в истории Поста №1);
Сталинградская березка;
М.К. Агашина - Почетный гражданин города-героя Волгограда;
“...Что эта песня — о тебе... «(персоналии в творчестве М.К. Агашиной);
М. Агашина — первый лауреат Всероссийской литературной премии «Сталинград»;
Улица имени Поэта.
Агашинской тропой (памятные места города, связанные с творчеством М. Агашиной).
Волгоград в стихотворениях и песнях юбиляра.
Имя в летописи края- М.К. Агашина.
Формы проведения мероприятий могут быть различными: беседы и обзоры литературы, литературно-художественные часы, литературно-музыкальные композиции, вечера-портреты, конкурсы, путешествия, экскурсии и другие.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: что в имени тебе моем?
В этом задании вам предстоит, опираясь на фотографии и документы, воспоминания и стихотворные отрывки узнать имя и восстановить творческую биографию известного волгоградского поэта.
Музей Маргариты Агашиной, один из самых молодых литературных музеев России (открыт 26 февраля 2004 года в канун восьмидесятилетия поэтессы), уже занял свою нишу в социокультурном пространстве Волгоградского региона.
Совместно с журналом "Отчий край" в музее ежегодно вручается литературная премия имени Маргариты Агашиной лучшему молодому поэту Волгоградской области.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: музы не молчали
Над площадями Волгограда
Опять метелицы кружат.
Двадцатилетние солдаты
Двадцатый год в земле лежат.
А на земле, воспетой в песнях,
Над волжской медленной водой
Поднялся город – их ровесник, —
Великий, светлый, молодой.
Он потому велик и светел,
Что в час бессмертья своего
Они в огне, сквозь дым и пепел,
Таким увидели его.
И в мельчайших подробностях указала путь к березе в одном из рассказов своего цикла «Рассказы о стихах»:
«...Надо ехать не до остановки «Мамаев курган», а до Центрального стадиона. Перейти проспект Ленина и идти к станции электрички, там такая широкая асфальтовая дорога с газонами в середине. Как дойдёшь до первой дорожки с правой стороны, надо свернуть и идти по этой дорожке к Мамаеву кургану. По обеим сторонам дорожки много деревьев с табличками. И вот справа увидите берёзу – теперь она уже не берёзка, а берёза, самая большая в этом парке, а перед ней – табличка:
Смертью храбрых погибли в 1941–1945 братья Рыкуновы
Иван – 1899
Степан – 1907
Василий – 1912
Сергей – 1914
От брата Фёдора Ивановича»
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: Литературный триумф Маргариты Агашиной
Познакомившись с документами, газетными публикациями, фотоматериалами, ответьте на вопрос: «Почему М.К. Агашина стала Почетным гражданином города Волгограда и первым лауреатом Всероссийской премии «Сталинград?»
Известная российская поэтесса написала и издала 36 сборников стихов, многие из которых стали песнями. С 1951 года жила в городе Волгограде, может поэтому часть песен посвящена любимому городу.
Вот как Агашина писала про себя: «С 1951 года я живу в Волгограде. Его судьба, его люди, его матери и вдовы, его стройки, дороги, его необъятные, нелёгкие поля — всё это учило и учит меня жить, быть там, где все, горевать и радоваться вместе со всеми, не жалеть себя, оставаться самой собой. Благодарю судьбу за все годы, прожитые в этом городе, дорогом и любимом. За все, выпавшие мне, встречи. За все добрые слова, сказанные мне моими земляками. …Если бы я жила в другом городе, я писала бы совсем другие стихи. А может быть, и совсем не писала.» (Маргарита Агашина. Избранное. М., Худ. лит., 1986)
Уникальность Агашинских уроков состоит в знакомстве обучающихся с жизнью лауреатов и номинантов региональных премий в области литературы, истории создания их книг, размышлениями о вечных ценностях, и ставит задачи воспитания молодого поколения как ответственного гражданина и патриота своей страны, которые с уважением относятся к ее истории и культуре.
Библиография произведений М.К. Агашиной:
1. Мое слово. — М.: Молодая гвардия. — 1953.
2. Мечта. Бабье лето. — М.: Молодая гвардия. — 1952. — № 5.
3. Наша Аленушка. — Сталинград: Кн. изд-во. — 1953.
4. Стихи. — Литературный Сталинград. — 1954. — Кн. 8.
5. В новом доме. — Смена. — 1953. — № 11.
6. Сад на улице Мира. — Литературная газета. — 1954,1 июня.
7. Интересная игра. — Сталинград: Кн. изд-во. — 1955.
8. Варя. — Октябрь. — 1955. — № 6.
9. Бабье лето. — Сталинград: Кн. изд-во. — 1956.
10. Юрка. Актриса. — Нева. — 1956. — № 10.
11. Пять-шестой. — Сталинград: Кн. изд-во. — 1957.
12. Сорок трав. — М.: Сов. писатель. — 1959.
13. У Аленушки дела. — М.: Детгиз. — 1959.
14. Я люблю тебя, Корея! — Сталинград: Кн. изд-во. — 1961.
15. Стихи о моем солдате. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1963.
16. Песня. — Волга. — 1966. — № 6.
17. Огонешка. (Маленькая повесть о большой мечте...). — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1967.
18. Волжаночка. — Волга. — 1967. — № 12.
19. Не просто женщине живется. — М.: Сов. Россия. — 1968.
20. Стихи. — В кн.: День волжской поэзии. — Саратов: Приволжское кн. изд-во.— 1969.
21. Избранная лирика. — М.: Молодая гвардия. — 1969.
22. Поздний август пришел без оглядки. — В кн.: Ладони, пахнущие хлебом. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во.— 1971.
23. Девичник. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1972.
24. Где ж ты раньше-то была? — Наш современник. — 1973. — № 8.
25. Песни. — М.: Сов. Россия. — 1974.
26. Новые стихи. — В мире книг. — 1974. — № 3.
27. Платок. — М.: Современник. — 1975.
28. Стихи. — В кн.: Русская советская поэзия. — Т. 2. — М. — 1977.
29. Хлеб Поволжья. — Литературная газета. — 1978. — № 30.
30. Детям Волгограда. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1980.
31. Стихи о моем солдате. — В кн.: Дорога победы: Стихи советских поэтов о Великой Отечественной войне. — М. — 1980.
32. Девичник. — М.: Современник. — 1983.
33. В каждой песне береза. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1984.
34. Что было, то было... — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1985.
35. Избранное. — М.: Художественная литература. — 1986.
36. Стихотворения. — Волгоград: Станица. — 1993.
Дополнительная литература к урокам
1. Борисова И. Февралина. Центральный дом литераторов вспоминал Маргариту Агашину. // Волгоградская правда. – 2005. – 1 марта. – С. 12.
2. Борисова И. Праздник со вкусом меда. // Волгоградская правда. – 2005. – 2 апреля. – С. 1.
3. Кулько О. «Раньше всех, «Волгоградка», ты поверила мне». Наш город в творчестве Маргариты Агашиной. // Волгоградская правда. – 2004. – 4 августа. – С. 4.
4. Кузьмина Т. Настоящая любовь. // Волгоградская правда. – 2004. – 16 сентября. – С. 12.
5. С днем Рождения, Маргарита Константиновна! С днем Рождения, Музей! // Планета ВИЭСП. – 2005. – март. – С. 2.
6. Рухман М. Маргарита Агашина заслужила белого мрамора, камня, считающегося символом нравственной чистоты. // Новые деловые вести. – 2004. – 18 сентября. – С. 7.
7. Белякова Н. Мы осиротели в одночасье. // Городские вести. – 2004. – 28 февраля. – С. 3.
9. Андрианов А. «Хоть кому-то душу согревать…». К 80-летию со дня рождения М.К. Агашиной. // Интер. – 2004. – 4 марта. – С. 11.
10. Чуйкина Н. Музей открыт! Да здравствует музей! Из истории создания музея Маргариты Агашиной. // Новости Сарепты. - 2004. – 29 октября. – С. 4-5.
11. Памяти сердца. // Здоровье и экология. – 2004. – апрель. – С. 44.
12. Безбородова О.С. Беседа с… танком. Идею незаконченной книги Агашиной подхватили школьники. // Вечерний Волгоград. – 2004. – 2 марта
13. Мельникова Т. «Ради этого стоило родиться…». // Вечерний Волгоград. – 2004. – 2 марта. – С. 11.
14. Камышева С.Ю., Борисова И.В. Строчки, ушедшие в народ. // Здоровье и экология. – 2004. – август. – С. 44-45.
15. Кузьмина Т. Любовь всея России. Город торжественно отметил открытие музея имени Маргариты Константиновны Агашиной. // Волгоградская правда. – 2004.
16. Доронин С. Она была совестью не только писательской организации. // Первое чтение. – 2004. – № 8. – С. 15.
Самой высокой наградой для Маргариты Агашиной была и остаётся народная любовь и восхищение её творчеством. Вместе со стихами и песнями
Маргариты Агашиной с нами продолжает биться, словно живое, её открытое людям доброе сердце. Её стихи любят и ценят, а песни – поют.
И ее творчество должно звучать ГОЛОСАМИ МОЛОДЫХ в ГОРОДЕ, который стал ей РОДНЫМ НАВСЕГДА!
Пока поставлю многоточие...
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, история печати через историю страны!
Ситникова Татьяна Владимировна- кандидат филологических наук, Лектор ВОЗ, Действительный член Царицынского генеалогического общества, исследователь-краевед