Найти в Дзене

Почему в Волгограде не проводятся Агашинские уроки

У каждого из нас есть мечта, лучше, когда их много. Одна из моих, это сделать так, чтобы ЕЖЕГОДНО в образовательных учреждениях Волгограда проходили Агашинские уроки. Несколько раз я выходила с инициативой к педагогическому сообществу, вернее, к начальствующей части, а "воз и ныне там..." Предлагаю вашему вниманию малую часть моих Агашинских уроков, которые ЕЖЕГОДНО провожу со своими воспитанниками. А для меня гораздо больше значит, когда, над строчкой голову склоня, хоть кто-то вздрогнет, кто-нибудь заплачет и кто-то скажет: — Это про меня. Актуальность обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования о ценностях нашей Родины, что позволит расширить представления обучающихся о России, и ее роли в мировой литературе и культуре. Педагогическая целесообразность состоит в том, что уроки нацелены на реализацию идеи образования на основе культурных традиций, воспитывают уважение к традиционным ценностям, укрепляют смыслов
Оглавление

Уважаемые друзья-подписчики!

У каждого из нас есть мечта, лучше, когда их много. Одна из моих, это сделать так, чтобы ЕЖЕГОДНО в образовательных учреждениях Волгограда проходили Агашинские уроки. Несколько раз я выходила с инициативой к педагогическому сообществу, вернее, к начальствующей части, а "воз и ныне там..." Предлагаю вашему вниманию малую часть моих Агашинских уроков, которые ЕЖЕГОДНО провожу со своими воспитанниками.

А для меня

гораздо больше значит,

когда, над строчкой голову склоня,

хоть кто-то вздрогнет,

кто-нибудь заплачет

и кто-то скажет:

— Это про меня.

Актуальность обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования о ценностях нашей Родины, что позволит расширить представления обучающихся о России, и ее роли в мировой литературе и культуре.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что уроки нацелены на реализацию идеи образования на основе культурных традиций, воспитывают уважение к традиционным ценностям, укрепляют смысловую, духовно-нравственную сторону образования и позволяют максимально реализовывать идею образовательного пространства, открытого в культуру, а также развивают способность учащихся свободно ориентироваться в социокультурной реальности современного мира.

Отличительной особенностью является обобщение и структурирование материала, который направлен на самостоятельное знакомство обучающихся с литературными памятниками России.

Специфика заключается в том, что он является интегрированным и объединяет такие образовательные области как литература, краеведение, история, музыка, МХК.

В качестве непосредственного результата следует ожидать повышение уровня коммуникативной культуры, развития навыка проектной деятельности. Опосредованным результатом деятельности будет являться более глубокое осмысление исторического прошлого и настоящего России, усиление мотивации обучающихся к самостоятельному познанию основ исторических и национально-культурных основ своей малой Родины.

Общая тема мероприятий, рекомендуемых для проведения в образовательных учреждениях Волгограда – «Волгоградская березка- поэт, общественный деятель, журналист М.К. Агашина».

Ориентировочная дата проведения – последний день февраля (ежегодно).

Цель Агашинских уроков- Организация творческой деятельности учащихся средствами литературного краеведения»: формирование у них образовательных развивающих, и воспитательных компетенций в области построения «диалога культур» на примере исторических и национально-культурных основ своей малой Родины.

Задачи :

Образовательная: формировать культурологическую компетентность обучающихся в области знаний литературы России в исторической ретроспективе и на современном этапе.

Развивающая: совершенствовать у обучающихся навыков и умений осуществления межкультурного общения, осознанного и уважительного отношения к другому человеку, гражданской позиции; готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Воспитательная: воспитывать молодое поколение в духе уважения к историко-литературным традициям города.

« Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе:
они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной».
Д.С. Лихачев.
« Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть понятны только в связи со своей родной страной». Д.С. Лихачев.

Памяти М. Агашиной
Над поэтами, как правило, не плачут –
Тихо помнят их горячие стихи.
Стопка книг – не за рубли, а на удачу,
Для людей, что не слепы и не глухи.
Вечной жизни незнакомые уловки.
Догорают, словно кисти, камыши…
Словно птицы на холодной остановке
Рифмы крыльями касаются души.

Рекомендуемые темы:

Детство в творчестве М.К. Агашиной;
Пост моей судьбы (Роль М.К. Агашиной в истории Поста №1);
Сталинградская березка;
М.К. Агашина - Почетный гражданин города-героя Волгограда;
“...Что эта песня — о тебе... «(персоналии в творчестве М.К. Агашиной);
М. Агашина — первый лауреат Всероссийской литературной премии «Сталинград»;
Улица имени Поэта.
Агашинской тропой (памятные места города, связанные с творчеством М. Агашиной).
Волгоград в стихотворениях и песнях юбиляра.
Имя в летописи края- М.К. Агашина.

Формы проведения мероприятий могут быть различными: беседы и обзоры литературы, литературно-художественные часы, литературно-музыкальные композиции, вечера-портреты, конкурсы, путешествия, экскурсии и другие.

Помимо редкой поэтической одаренности она была человеком высокого достоинства, которого никогда не теряла. Спокойная уверенность в себе не имела ничего общего с самоуверенностью, и людям рядом с ней становилось теплее, появлялось чувство защищенности, чего так не хватает ранимым поэтическим душам.
Помимо редкой поэтической одаренности она была человеком высокого достоинства, которого никогда не теряла. Спокойная уверенность в себе не имела ничего общего с самоуверенностью, и людям рядом с ней становилось теплее, появлялось чувство защищенности, чего так не хватает ранимым поэтическим душам.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: что в имени тебе моем?

В этом задании вам предстоит, опираясь на фотографии и документы, воспоминания и стихотворные отрывки узнать имя и восстановить творческую биографию известного волгоградского поэта.

«Но есть в Волгограде березка – увидишь, и сердце замрет» – эти слова из стихотворения Маргариты Агашиной не просто собирательный образ.
«Но есть в Волгограде березка – увидишь, и сердце замрет» – эти слова из стихотворения Маргариты Агашиной не просто собирательный образ.
Волжская ГЭС — гидроэлектростанция на реке Волге в Волгоградской области, расположенная между городами Волгоградом и Волжским. Крупнейшая гидроэлектростанция в Европе, в 1960—1963 годах была крупнейшей ГЭС в мире.
Волжская ГЭС — гидроэлектростанция на реке Волге в Волгоградской области, расположенная между городами Волгоградом и Волжским. Крупнейшая гидроэлектростанция в Европе, в 1960—1963 годах была крупнейшей ГЭС в мире.
Волгоградский Пост № 1 — первый в СССР юнармейский пост, образованный в 1965 году. С 1999 года Пост № 1 города Волгограда — центр дополнительного образования детей.
Волгоградский Пост № 1 — первый в СССР юнармейский пост, образованный в 1965 году. С 1999 года Пост № 1 города Волгограда — центр дополнительного образования детей.
Автором памятника стал коренной сталинградец Виктор Георгиевич Фетисов. Помимо памятника Агашиной он принимал активное участие в создании Мемориального комплекса на Мамаевом кургане, был автором и исполнителем оформления Дома Павлова.
Автором памятника стал коренной сталинградец Виктор Георгиевич Фетисов. Помимо памятника Агашиной он принимал активное участие в создании Мемориального комплекса на Мамаевом кургане, был автором и исполнителем оформления Дома Павлова.

Музей Маргариты Агашиной, один из самых молодых литературных музеев России (открыт 26 февраля 2004 года в канун восьмидесятилетия поэтессы), уже занял свою нишу в социокультурном пространстве Волгоградского региона.
Совместно с журналом "Отчий край" в музее ежегодно вручается
литературная премия имени Маргариты Агашиной лучшему молодому поэту Волгоградской области.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: музы не молчали

Над площадями Волгограда
Опять метелицы кружат.
Двадцатилетние солдаты
Двадцатый год в земле лежат.
А на земле, воспетой в песнях,
Над волжской медленной водой
Поднялся город – их ровесник, —
Великий, светлый, молодой.
Он потому велик и светел,
Что в час бессмертья своего
Они в огне, сквозь дым и пепел,
Таким увидели его.

-8

И в мельчайших подробностях указала путь к березе в одном из рассказов своего цикла «Рассказы о стихах»:

«...Надо ехать не до остановки «Мамаев курган», а до Центрального стадиона. Перейти проспект Ленина и идти к станции электрички, там такая широкая асфальтовая дорога с газонами в середине. Как дойдёшь до первой дорожки с правой стороны, надо свернуть и идти по этой дорожке к Мамаеву кургану. По обеим сторонам дорожки много деревьев с табличками. И вот справа увидите берёзу – теперь она уже не берёзка, а берёза, самая большая в этом парке, а перед ней – табличка:

Смертью храбрых погибли в 1941–1945 братья Рыкуновы

Иван – 1899

Степан – 1907

Василий – 1912

Сергей – 1914

От брата Фёдора Ивановича»

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ: Литературный триумф Маргариты Агашиной

Познакомившись с документами, газетными публикациями, фотоматериалами, ответьте на вопрос: «Почему М.К. Агашина стала Почетным гражданином города Волгограда и первым лауреатом Всероссийской премии «Сталинград?»

Всероссийская литературная премия «Сталинград» учреждена администрацией Волгоградской области, Союзом журналистов России и его волгоградским отделением в 1996 году. Ежегодно ее вручают авторам произведений, посвященных воинам-освободителям и подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.
Всероссийская литературная премия «Сталинград» учреждена администрацией Волгоградской области, Союзом журналистов России и его волгоградским отделением в 1996 году. Ежегодно ее вручают авторам произведений, посвященных воинам-освободителям и подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.

Известная российская поэтесса написала и издала 36 сборников стихов, многие из которых стали песнями. С 1951 года жила в городе Волгограде, может поэтому часть песен посвящена любимому городу.

Вот как Агашина писала про себя: «С 1951 года я живу в Волгограде. Его судьба, его люди, его матери и вдовы, его стройки, дороги, его необъятные, нелёгкие поля — всё это учило и учит меня жить, быть там, где все, горевать и радоваться вместе со всеми, не жалеть себя, оставаться самой собой. Благодарю судьбу за все годы, прожитые в этом городе, дорогом и любимом. За все, выпавшие мне, встречи. За все добрые слова, сказанные мне моими земляками. …Если бы я жила в другом городе, я писала бы совсем другие стихи. А может быть, и совсем не писала.» (Маргарита Агашина. Избранное. М., Худ. лит., 1986)

Уникальность Агашинских уроков состоит в знакомстве обучающихся с жизнью лауреатов и номинантов региональных премий в области литературы, истории создания их книг, размышлениями о вечных ценностях, и ставит задачи воспитания молодого поколения как ответственного гражданина и патриота своей страны, которые с уважением относятся к ее истории и культуре.

Библиография произведений М.К. Агашиной:

1. Мое слово. — М.: Молодая гвардия. — 1953.
2. Мечта. Бабье лето. — М.: Молодая гвардия. — 1952. — № 5.
3. Наша Аленушка. — Сталинград: Кн. изд-во. — 1953.
4. Стихи. — Литературный Сталинград. — 1954. — Кн. 8.
5. В новом доме. — Смена. — 1953. — № 11.
6. Сад на улице Мира. — Литературная газета. — 1954,1 июня.
7. Интересная игра. — Сталинград: Кн. изд-во. — 1955.
8. Варя. — Октябрь. — 1955. — № 6.
9. Бабье лето. — Сталинград: Кн. изд-во. — 1956.
10. Юрка. Актриса. — Нева. — 1956. — № 10.
11. Пять-шестой. — Сталинград: Кн. изд-во. — 1957.
12. Сорок трав. — М.: Сов. писатель. — 1959.
13. У Аленушки дела. — М.: Детгиз. — 1959.
14. Я люблю тебя, Корея! — Сталинград: Кн. изд-во. — 1961.
15. Стихи о моем солдате. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1963.
16. Песня. — Волга. — 1966. — № 6.
17. Огонешка. (Маленькая повесть о большой мечте...). — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1967.
18. Волжаночка. — Волга. — 1967. — № 12.
19. Не просто женщине живется. — М.: Сов. Россия. — 1968.
20. Стихи. — В кн.: День волжской поэзии. — Саратов: Приволжское кн. изд-во.— 1969.
21. Избранная лирика. — М.: Молодая гвардия. — 1969.
22. Поздний август пришел без оглядки. — В кн.: Ладони, пахнущие хлебом. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во.— 1971.
23. Девичник. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1972.
24. Где ж ты раньше-то была? — Наш современник. — 1973. — № 8.
25. Песни. — М.: Сов. Россия. — 1974.
26. Новые стихи. — В мире книг. — 1974. — № 3.
27. Платок. — М.: Современник. — 1975.
28. Стихи. — В кн.: Русская советская поэзия. — Т. 2. — М. — 1977.
29. Хлеб Поволжья. — Литературная газета. — 1978. — № 30.
30. Детям Волгограда. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1980.
31. Стихи о моем солдате. — В кн.: Дорога победы: Стихи советских поэтов о Великой Отечественной войне. — М. — 1980.
32. Девичник. — М.: Современник. — 1983.
33. В каждой песне береза. — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1984.
34. Что было, то было... — Волгоград: Нижне-Волжское кн. изд-во. — 1985.
35. Избранное. — М.: Художественная литература. — 1986.
36. Стихотворения. — Волгоград: Станица. — 1993.

Дополнительная литература к урокам

1. Борисова И. Февралина. Центральный дом литераторов вспоминал Маргариту Агашину. // Волгоградская правда. – 2005. – 1 марта. – С. 12.

2. Борисова И. Праздник со вкусом меда. // Волгоградская правда. – 2005. – 2 апреля. – С. 1.

3. Кулько О. «Раньше всех, «Волгоградка», ты поверила мне». Наш город в творчестве Маргариты Агашиной. // Волгоградская правда. – 2004. – 4 августа. – С. 4.

4. Кузьмина Т. Настоящая любовь. // Волгоградская правда. – 2004. – 16 сентября. – С. 12.

5. С днем Рождения, Маргарита Константиновна! С днем Рождения, Музей! // Планета ВИЭСП. – 2005. – март. – С. 2.

6. Рухман М. Маргарита Агашина заслужила белого мрамора, камня, считающегося символом нравственной чистоты. // Новые деловые вести. – 2004. – 18 сентября. – С. 7.

7. Белякова Н. Мы осиротели в одночасье. // Городские вести. – 2004. – 28 февраля. – С. 3.

9. Андрианов А. «Хоть кому-то душу согревать…». К 80-летию со дня рождения М.К. Агашиной. // Интер. – 2004. – 4 марта. – С. 11.

10. Чуйкина Н. Музей открыт! Да здравствует музей! Из истории создания музея Маргариты Агашиной. // Новости Сарепты. - 2004. – 29 октября. – С. 4-5.

11. Памяти сердца. // Здоровье и экология. – 2004. – апрель. – С. 44.

12. Безбородова О.С. Беседа с… танком. Идею незаконченной книги Агашиной подхватили школьники. // Вечерний Волгоград. – 2004. – 2 марта

13. Мельникова Т. «Ради этого стоило родиться…». // Вечерний Волгоград. – 2004. – 2 марта. – С. 11.

14. Камышева С.Ю., Борисова И.В. Строчки, ушедшие в народ. // Здоровье и экология. – 2004. – август. – С. 44-45.

15. Кузьмина Т. Любовь всея России. Город торжественно отметил открытие музея имени Маргариты Константиновны Агашиной. // Волгоградская правда. – 2004.

16. Доронин С. Она была совестью не только писательской организации. // Первое чтение. – 2004. – № 8. – С. 15.
-10

Самой высокой наградой для Маргариты Агашиной была и остаётся народная любовь и восхищение её творчеством. Вместе со стихами и песнями
Маргариты Агашиной с нами продолжает биться, словно живое, её открытое людям доброе сердце. Её стихи любят и ценят, а песни – поют.

И ее творчество должно звучать ГОЛОСАМИ МОЛОДЫХ в ГОРОДЕ, который стал ей РОДНЫМ НАВСЕГДА!

Пока поставлю многоточие...

Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, история печати через историю страны!

Ситникова Татьяна Владимировна- кандидат филологических наук, Лектор ВОЗ, Действительный член Царицынского генеалогического общества, исследователь-краевед

#Городская_печать#Царицын_Сталинград_Волгоград#