Это самая первая иллюстрация, найденная в автобиографическом тексте Клод Каон (годы жизни 1894-1954), более известном как «Отречение». На ней изображаются несколько разных пар рук, держащих человеческий глаз, глобус и увеличительное стекло или же небольшое зеркальце. Имеется также пара отдельных губ, одна пара рук которых отрублена, и двуглавая птица на вершине. Также предполагается грудь, ракушка и великое множество сложенной ткани, наклеенной поверх тёмного звёздного неба. Общий эффект от фотографии запоминающийся, небесный и даже сказочный. Она демонстрирует нам тот период, когда Каон была больше всего увлечена идеями, лежащими в основе сюрреализма, и была открыта для влияний извне. И действительно, изображение выполнено в популярной сюрреалистической технике той поры, известной как фотомонтаж.
Эту технику впервые использовали такие художники, как Ханна Хох (годы жизни 1889-1978), Макс Эрнст (годы жизни 1891-1976) и Жан Арп (годы жизни 1886-1966). Вполне возможно, что Каон лично сталкивалась с их работами в то время, когда проживала в Париже – столице Франции. В своих ранних коллажах Эрнст и Арп использовали множество птиц, в то время как Хох зачастую использовала глаза и, как и сама Каон в других фотомонтажных творениях, превращала это множество глаз в лепестки цветка. На самом же деле сия работа была подписана как «Мур», что может указать нам на то, что, хотя большая часть повторно присвоенных фотографий и была сделана лично Каон, вполне возможно, именно Марсель Мур (настоящее имя Сюзанна Малерб; годы жизни 1892-1972) собрала их вместе, дабы создать тем самым связное композиционное произведение. По завершении коллаж/фотомонтаж был сфотографирован, таким образом он и попал на страницы автобиографического текста фотохудожницы под названием «Отречение».
Табличку сопровождает короткий текст, который начинается с описания процесса фотографирования:
«Невидимое приключение.
Объектив фотокамеры отслеживает глаза, рот, глубокие морщины кожи… Выражение лица жестокое, иногда даже трагическое. А потом спокойствие – понимающее спокойствие, наработанное, яркое. Профессиональная улыбка – и вуаля!
Снова в кадре появляется маленькое зеркальце, румяна и тени для век. Щелчок затвором.
Полная остановка. Новый абзац».
Подводя итог интерпретации, можно сказать, что эта работа для Каон стала весьма плодотворной, поскольку она не только соединяет письменные произведения с визуальными творениями, но и объединяет воедино множество недавно сделанных фотоснимков. Портрет художницы от 1928 года с названием «Чего Ты от Меня Хочешь?» – это изображение, которое мы можем видеть в маленьком зеркальце, в то время как руки, окружающие собой земной шар, вырезаны прямо из безымянного автопортрета 1927 года выпуска, на котором у Каон линия волос чем-то напоминает летучую мышь, в своих руках она держит светоотражающий серебряный шар. Глаз в самом центре сего фотомонтажа напоминает нам иллюстрации из романа Андре Бретона (годы жизни 1896-1966), известного как «Надя» (1928 год), а также кадры из совместного фильма Луиса Бунюэля (годы жизни 1900-1983) и Сальвадора Дали (годы жизни 1904-1989) под названием «Андалузский Пёс» (1929 год).
Повторение личного взгляда многих художников-сюрреалистов указывает на общий интерес мастерицы к бессознательному, а также наводит нас на мысль о том, что посредством глубочайшего размышления можно «видеть» более ясно. В продолжении этой изначальной таблички, творение «Отречение» вновь объединяет фотографии, стихи-прозу, стихи-эссе и фотоколлажи. И формат книги, и техника фотомонтажа способны успешно объединить воедино совершенно разрозненные элементы рассеянного ума и частично фрагментированной карьеры творца.
- Художник – Клод Каон
- Название – «Табличка №1, Отречение»
- Год создания – 1930
- Размеры – 12 х 8,5 сантиметров
- Материал – Желатин на серебряной печати; пересфотографированный фотомонтаж
- Место нахождения – Наследие Джерси (остров Джерси, пролив Ла-Манш)