Порой художественные книги того или иного периода помогают понять и почувствовать это время куда лучше, чем исторические сводки. В нашей подборке мы собрали романы, пьесы, повести и рассказы о жизни в России, Российской империи и Советском Союзе в первой половине XX века, до Великой отечественной войны. Через слова великих писателей предстают люди из самых разных слоев жизни, живущие своей обычной жизнью или преодолевающие невозможное.
«На дне», Максим Горький
Увидевшая свет в 1902 году пьеса «На дне» обращает свой взгляд на людей, от которых обыватели его зачастую отводят: обитателей ночлежки. Спившийся актер, вор, шулер, промотавший состояние дворянин — герои пьесы пали так низко, что дальше, кажется, уже некуда. Они вынужденно делят кров и быт, и между ними неизбежно вспыхивают ссоры и разгораются нешуточные драмы…
«Вишневый сад», Антон Чехов
«Вишневый сад» — это не только одна из самых популярных пьес Чехова, но и удивительный, ностальгически-нежный и при этом ироничный портрет уходящей в прошлое эпохи русского дворянства. Между героями горьковской «На дне» и центральными персонажами «Вишневого сада» не могло быть большего контраста: здесь вернувшаяся из Парижа помещица пытается смириться с потерей любимого вишневого сада, который планирует прибрать к рукам разбогатевший сын бывшего крепостного.
«Яма», Александр Куприн
От беднеющего дворянства мы вновь возвращаемся к низам общества с «Ямой» Александра Куприна. Повесть о жизни проституток вызвала большой резонанс в обществе 1909 года. Многие ее осуждали — в числе критиков автора был, в том числе, сам Лев Толстой. Однако сам Куприн был непреклонен. Он считал, что кто-то должен был рассказать о женщинах в публичных домах и показать, что они тоже люди и заслуживают человеческого отношения. И если писатель масштаба Толстого за это не берется, то приходится ему, Куприну.
«Тихий Дон», Михаил Шолохов
Действие романа-эпопеи «Тихий Дон» разворачивается преимущественно во время Первой мировой войны, революции 1917 года и, затем, Гражданской войны в России. Монументальная работа Шолохова показывает сокрушительное воздействие этих событий на жизнь донского казачества, на судьбы простых людей, попавших под жернова истории.
«Окаянные дни», Иван Бунин
Оказавшийся в переломный для России момент на родине, Бунин тяжело переживал события Октябрьской революции. «Окаянные дни» представляют собой дневниковые записи писателя того непростого периода, его попытку осмыслить происходящее. Это горький, гневный, желчный текст, однако это также и потрясающее по исторической значимости произведение, точно запечатлевшие взгляды и переживания той России.
«О хороших, в сущности, людях! Рассказы (юмористические)», Аркадий Аверченко
За свою жизнь Аркадий Аверченко написал около тысячи рассказов и фельетонов, в которых, как в немного искривленном (для смеха) зеркале можно ясно увидеть быт, типажи и реалии жителей царской, а затем и советской России. Начав карьеру с юмористических очерков, он обратился к сатире после революции 1917 года — и преуспел. До сих пор его остро заточенные слова звучат правдиво и актуально.
«Собачье сердце», Михаил Булгаков
Говоря о сатире на тогда еще новую советскую власть, нельзя не упомянуть «Собачье сердце» Михаила Булгакова. История о профессоре Преображенском, превратившем бездомного пса в человека, имела слишком очевидное мнение касательно большевизма и его методов. Несмотря на то, что повесть широко распространялась через самиздат, ее официальная публикация была запрещена в стране аж до 1987 года.
«Не может быть!», Михаил Зощенко
Еще один автор, Михаил Зощенко, также получил известность благодаря сатире — однако уже не на государственный строй: вместо этого Зощенко направлял свое перо на человека как такового, недалекого обывателя. В его хлестких образах ранняя советская эпоха предстает как живая, а отношения ее современников сплетаются в бесконечную комедию нравов.
«12 стульев», Илья Ильф и Евгений Петров
Сложно найти произведение более культовое или более цитируемое на постсоветском пространстве, чем «12 стульев». Однако приключения «великого комбинатора» Остапа Бендера и его соратника Кисы Воробьянинова в погоне за фамильными бриллиантами хороши не только звучным слогом и задорными перипетиями. В «12 стульев» можно увидеть замечательный слепок эпохи и подлинную атмосферу 20-х годов прошлого века.
«Как закалялась сталь», Николай Островский
Николай Островский прожил короткую жизнь — всего 32 года, из которых последние девять он провел прикованным к постели. Однако все, что вмещает в себя его роман «Как закалялась сталь», довелось пережить и ему. Вместе с юным Павлом Корчагиным мы проходим события Гражданской войны, германской оккупации Харькова, Советско-польской войны, восстановления страны в первые годы советской власти, а также личную трагедию Корчагина — и Островского, — который положил здоровье на алтарь счастливого будущего государства.
«Хождение по мукам», Алексей Толстой
В своей трилогии «Хождение по мукам» Алексей Толстой захватывает целую эпоху. Его герои, представители русской интеллигенции, проживают почти полвека трагической истории России: от преддверия Первой мировой войны до первого дня Второй мировой. Текст романов многажды переписывался автором, вероятно, в попытках угодить переменчивой цензуре. Однако как взгляд человека, пережившего взлеты, падения, муки и потрясения XX века, трилогия до сих пор представляет живой интерес.
Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.