Григорий Иоффе
Для зачина подходит фраза: "Сколько раз проходил мимо, и не заметил".
Метро "Черная речка". Место для российской литературы знаковое. Неподалеку место последней и смертельной дуэли Пушкина. От метро справа наискосок шумный и не для каждого водителя понятный перекресток, масса машин, автобусов, трамваев. Тут сходятся улицы Академика Крылова, Торжковская и Савушкина, да еще обе набережные Черной речки.
Я часто бываю здесь по рабочим делам, по дороге в Издательский центр "Гуманитарная академия". Из метро - налево наискосок к трамвайной остановке. Но вот недавно пошел прямо, по ближайшему пешеходному переходу, и буквально наткнулся... Хотел сказать: на Пушкина. Но нет, при ближайшем рассмотрении оказалось: "Пушкин ушел..." Именно так называется этот уголок между домами 1 и 3.
Небольшая и уютная архитектурная композиция (автор Владимир Федоренко) была открыта, оказывается, еще восемь лет назад - 6 июня 2016 года. Скамья для Пушкина: брошенный плащ, цилиндр, книга, перо. И еще несколько скамеек для нас, нынешних. Тут часто останавливаются туристы по пути к месту дуэли. Посидеть, настроиться. Прочитать, что написано на камне:
Я жду тебя, мой запоздалый друг, -
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.
Из стихотворения "19 октября", 1825 год
Я тоже присел. Напротив семья - муж, жена, двое почти взрослых уже детей. Перекинулись словами. Убедившись, что я местный, муж спросил: "Я был здесь лет двадцать назад, и где-то между домами тут была скульптура Пушкина. Не знаете?" Я вынужден был пожать плечами: "Тут рядом только место дуэли..."
Гости посидели и ушли - в ту сторону, к тому месту. Но не по улице, а через дворы, меж домов...
Я остался один и подумал, что вот же как здесь хорошо, на обочине шумной городской, совсем не пушкинской, трассы. Будто и нет ее в нескольких шагах от меня. И о том, как не везет граду Петрову на ваятелей и зодчих послесоветского времени.
Не то, чтобы совсем, конечно. Вот, например, здание "Великан-парка" в Александровском парке, рядом с бывшим театром имени Ленинского комсомола (нынешний "Балтийский дом"), построенное буквально на наших глазах. Идеально вписавшееся в театральную "линейку": за "Балтийским домом" - бывший уже, Мюзик-холл, недавно переименованный в Музыкальный театр имени Федора Шаляпина. Тут нынче продолжается ремонт, по окончании которого будет перед театром установлен памятник великому певцу.
Говорят, что вот такой. Приготовьтесь!
Новый образ Шаляпина: "Эй, ухнем!" Скульптор Евгений Ротанов
Занявший первое место на соответствующем конкурсе. Еще не установленный, но уже скандальный. Ленинградцы-петербуржцы взорвали интернет волной негодования: мало нам урода Петра Первого с дегенеративной головкой в Петропавловской крепости (работы гениального Михаила Шемякина, одобренной в свое время незабвенным академиком Лихачевым), так тут еще новый "всадник без головы".
За автора, правда, вступились некоторые коллеги. Мол, художник так видит. Не объясняя при этом: а зачем это видеть нам, зрителям. Другие указывают на портрет Шаляпина работы Бориса Кустодиева. Тут, мол, вовсе не Шемякин замешан, скульптор вдохновлялся работой Кустодиева.
Шаляпин Кустодиева
Но другие коллеги улавливают за происходящим в городе некую систему, явно кем-то насаждаемую. Скульптор Расим Агаев:
"Я тоже участвовал в этом конкурсе и кажусь лицом заинтересованным, дескать, просто завидую победителю. Но это не так! Я ни на что не претендую. В городе уже есть памятники работы Ротанова: Блоку, Бродскому на Васильевском острове, который напоминает LEGO-человечка. Везде один стиль - маленькие головы, сомнительная схожесть. Да, в музее современного искусства это уместно, но не в классическом городе. Вся эта ситуация похожа на историю с Церетели, который захватил Москву. Мимо него ни пройти, ни проехать. Петербургу просто навязывают свое видение. А там просто нет Шаляпина. Вы абстрагируетесь от названия, и скажите, кому это памятник? Скорее шубе Шаляпина, чем самому певцу!"
Блок Ротанова
Список сомнительных достижений современной абстракции ("я так вижу") можно продолжить. И не только в скульптуре. В городе бушует цветовая анархия. Впечатление такое, что никакого архитектурного надзора не существует. Классический Петербург, начиная с Невского, даже не знаю, какие слова подобрать - не то какофония, не то цветомузыка: несуразное оформление магазинов и ресторанов, аляповатые вывески. С точностью до сантиметров выверенные архитекторами прошлого перспективы забиты случайными постройками, перегорожены огромными щитами рекламы. Взгляните с Малой Садовой на перспективу с памятником Екатерине и Александринкой: вы их не увидите. Улица заставлена пивными заведениями.
Но вернусь к скульптуре и ее уместности. Вот еще пример: две композиции ваятеля Владимира Бродарского в Соляном переулке, установленные перед зданием Музея обороны и блокады Ленинграда после его недавнего ремонта. О них я уже писал:
Буйство фантазии, стремление к эпатажу - несомненно, качества замечательные. В тех ситуациях, где они уместны. Но скромность автора, его такт, сдержанность, помноженные на знания, подчас оказываются эффектнее любого эпатажа.
Давно ли вы были на Черной речке?