Благодаря строительству двухпутных вставок, новых разъездов и 7-микилометрового тоннеля пропускная способность бурятского участка Байкало-Амурской магистрали увеличилась примерно в два раза — до 50 млн тонн в год. Об этом в августе 2024-го в комментарии агентству ТАСС сообщил глава республики Алексей Цыденов. Таких результатов удалось достичь в ходе реализации первого и второго этапов модернизации Восточного полигона.
Ряд значимых объектов на территории региона ввели и в текущем году. В частности, вторые пути появились на перегонах Муякан – Улан-Макит и Янчую – Чуро линии Северобайкальск – Таксимо, где также построили разъезды 1152 км и 1174 км. Суммарно на этих объектах уложили порядка 25 км дополнительных путей, переработав сотни тыс. куб. м грунта. Стальная магистраль проходит здесь в районе, характеризующимся высокой сейсмичностью, что учитывалось при укладке полотна.
В целом, бурятский участок протяженностью 500 км считается одним из самых сложных на БАМе. Тянуть магистраль в свое время здесь пришлось через труднодоступные места, по сложному горному рельефу. Сегодня отечественные специалисты в непростых климатических и геологических условиях, прокладывая второй путь, в буквальном смысле идут по следам своих предшественников.
Самым крупным железнодорожным объектом, появившимся на территории Бурятии в последние годы (как и на БАМе в целом), стал новый Байкальский тоннель, который официально ввели в эксплуатацию в июле 2021-го. Строили его с 2014-го в рамках первого этапа расширения Восточного полигона. Изначально сдать новую дорогу через горную преграду протяженностью 6,7 км планировали спустя три года после старта кампании. Но процесс затянулся.
В 2017-м степень готовности этого грандиозного сооружения на лимитирующем участке Дельбичинда – Дабан составляла 80%. Проходку, во время которой и возникли основные технические трудности из-за высокой прочности разрабатываемых горных пород, завершили лишь в марте 2018-го.
Объем земляных работ превысил 660 тыс. куб. м; было уложено 113 тыс. куб. м монолитного железобетона и около 180 тыс. кубометров сборного бетона; использовано 19 тыс. тонн стали и почти 350 км кабельной продукции. К слову, первый Байкальский тоннель строили на протяжении одиннадцати лет, с 1974-го по 1985-й гг.
Впереди Бурятию ждет еще более грандиозная стройка — в ближайшие восемь лет в эксплуатацию введут второй Северомуйский тоннель протяженностью около 15 км (к 2032 г. БАМ полностью планируют сделать двухпутным). Договор генподряда с ГК «Бамтоннельстрой-Мост» РЖД подписали в марте текущего года.
Напомним, первый тоннель начали сооружать в середине 1970-х, однако в эксплуатацию объект ввели только в 2003-м. В прошлом десятилетии объявили о намерении построить второй путь через Северо-Муйский хребет. Технико-экономическое обоснование было готово к 2018 году, а в 2019-м на участке стартовали подготовительные мероприятия. Но в 2020-м работы были прекращены.
Как отметил в комментарии нашему каналу гендиректор АО «Трансэнерком» Олег Шевцов, учитывая глобальное изменение логистических цепочек на фоне геополитических событий, актуальность скорейшего строительства второй очереди Северомуйского тоннеля достигла максимума. Эксперт подчеркнул, что данный проект является одним из самых масштабных и сложных в российском железнодорожном хозяйстве с точки зрения технической реализации.