Где ошибки? Кто ошибся? - сначала факты, потом критика! Кое-какие факты вроде бы есть: ВСУ быстро заняли нашу территорию (до 15 км. в глубину на 40 км. по фронту) потому что там у нас не было сплошной крепкой обороны непосредственно на границе. Однако, чтобы считать это нашей ошибкой, надо доказать, что мы могли подготовиться и обороняться лучше. А разве могли?
Такие тактические вторжения можно осуществлять внезапно, без предварительного сосредоточения. Украинские войска располагаются в разных местах, на удалении от границы, отдельными подразделениями, в постоянной готовности к выдвижению на любой участок фронта для выполнения боевой задачи. В определённый момент, по приказу, все эти подразделения направляются к указанному в приказе месту на границе с Россией. По мере прибытия каждое подразделение переходит границу и начинает воевать. Судя по некоторым сведениям, вторжение ВСУ в Курскую область начиналось именно так - без видимой подготовки. Приказ мог поступить внезапно из самого главного штаба (возможно из-за границы), так что сами украинские военные не знали заранее ни времени, ни места, ни задачи. Поэтому и российская разведка заранее узнать не могла и упрёков не заслужила.
Чтобы отражать такие внезапные вторжения сразу и не допускать никаких проникновений на свою территорию, Россия должна оборудовать сплошную линию обороны непосредственно на границе - на всём её протяжении. На этой оборонительной линии необходимо разместить боеспособные войска, которые должны там закрепиться (т.е. их нельзя использовать как мобильный резерв - снимать и перебрасывать). Посмотрим, какова протяжённость российско-украинской границы! Учтём, что нам приходится держать войска не только на границе с Украиной! Сколько нужно сил и средств для такой сплошной обороны, какая потребуется мобилизация? Очевидно, что организовать постоянную надёжную оборону по всей границе практически нереально. Поэтому её и не было, и тут нет ошибки или недоработки.
Посильная оборона там была: передовые посты, минирование... С началом вторжения сразу добавилась активная работа нашей авиации, стали выдвигаться мобильные резервы, специально подготовленные для быстрого реагирования. Продвижение противника остановлено в достаточно короткий срок, несмотря на введение его резервов. Наши территориальные потери минимальны для такой ситуации (хотя, конечно, весьма болезненны). Разве у нас что-то не получилось, разве могло быть лучше? Действия российской армии оказались достаточно эффективны для такой ситуации. А тем, кто хочет отражать всё сразу от границы и не допускать никакого отступления, попробую кое-что напомнить.
В середине 80-х годов - накануне горбачёвской "Перестройки" я служил Срочную в Советской Армии на территории Германской Демократической Республики. Наш гарнизон, состоящий из двух полков, располагался в двадцати шести километрах от границы с Западной Германией, впереди стояли только восточногерманские пограничники, а дальше - войска противника: Бундесвер и НАТО. Это был тот самый "Железный занавес" Холодной войны - линия противостояния военных блоков. На политзанятиях нам прямо доводили, что по основному плану войны в случае нападения НАТО на нас весь наш гарнизон рассчитан на два часа сопротивления - потом мы считаемся погибшими. Вся Группа Советских войск в Германии, насколько мне известно, была рассчитана на сутки. Мы были передовым заслоном, а основные и наиболее боеспособные части Советской Армии находились восточнее, в Белоруссии и на Украине - оттуда должны были переходить в контрнаступление. Командование составило такой план исходя из объективного анализа обстановки, опираясь на опыт предыдущих войн. Не требуйте от Генштаба чудес! Если сильный противник стоит вплотную перед нами и нападёт когда захочет, нам сначала придётся отступать. Альтернатива - самим первыми сосредотачиваться и нападать, но это не всегда возможно и не всегда правильно.
Сейчас действуют те же естественные законы, и по этим законам нам приходится временно отступать при внезапных ударах противника, которые он может осуществлять в любой момент на любом участке границы. Стратегическое наступление всё же потребует от них предварительного сосредоточения (как в начале 2022 в Донбассе), а значит и мы сможем их упредить. Но тактические удары, осуществляемые неожиданно без подготовки, предупредить невозможно. К сожалению, соседствуя с такой Украиной, мы не можем обеспечить полную безопасность наших приграничных районов и живущих там людей. Это относится и к другим нашим границам со странами НАТО, с любыми опасными соседями. Из этого следует самый главный для нас и самый тяжёлый вывод: - в сегодняшних геополитических обстоятельствах Россия не может жить с такими западными границами. Запад добивается нашего стратегического поражения, обладает большими силами и мощными ударными средствами. Мы не можем терпеть их войска у своего порога. Россия не должна постоянно находиться под угрозой их внезапного нападения.
Вообще-то этот вывод не нов, это понятно давно и даже неоднократно озвучивалось. Ещё при СССР и Горбачёве в ходе переговоров советские представители указывали на недопустимость расширения НАТО и получали от западных партнёров соответствующие заверения и обещания (к сожалению, устные). Руководство России как минимум с 2007 года (выступление Путина в Мюнхене) требует убрать военную инфраструктуру НАТО от российских границ - все эти требования, все наши озабоченности, аргументы, предложения последовательно игнорируются Западом. В НАТО отвергли и требования России по общей безопасности от 15 декабря 2021 года (в т.ч. про возврат военной инфраструктуры НАТО на рубежи 1997 года). Запад выбрал эскалацию и не оставил выбора нам. Отодвинуть ударные войска НАТО от России в центр Европы - это теперь наша главная военная цель, в этом будет заключаться наша Победа.
Для скорейшего достижения Победы нам нужно сделать все правильные выводы из текущего вторжения ВСУ в Курскую область. Что это такое, зачем они это делают? Неужели в западных штабах, которые теперь распоряжаются Украиной и её армией, всерьёз рассчитывали на военный успех этого наступления? Ведь они, наверно, понимали, что российская армия с таким ударом в итоге справится и натиска на основном фронте не ослабит. Едва ли западные стратеги предполагали таким образом подтолкнуть российское руководство к каким-то "мирным переговорам" - напротив, такое нападение могло нас только разозлить. Зачем же они гонят свои резервы и даже войска с фронта на перемалывание в этот бесперспективный прорыв? Значит, какие-то перспективы они тут видят, на что-то надеются.
Я со всей серьёзностью и с большой тревогой отношусь к сообщениям о возможно готовящейся ядерной диверсии - взрывам на атомных электростанциях (Курской, Запорожской...), а то и подрыву ядерного боеприпаса в зоне украинского конфликта или даже в Европе. США и Британия способны осуществить это с диверсионно-провокационными целями и ради пропаганды - устроить некую ядерную "Бучу", обвинить Россию. Такая качественная эскалация позволит принципиально изменить всю обстановку, так можно "перевернуть стол" - обнулить все предыдущие результаты боёв, поставить Россию в невыгодное проигрышное положение. Накануне неминуемого военного поражения и при всех проблемах Украины подобная акция становится для них последним, а пожалуй и единственным шансом. Не исключено, что курское вторжение совершается ими ради подготовки и провоцирования подобных событий.
Возможно были у них и цели попроще: показать силу Украины и оказать болезненное воздействие на Россию, в основном психическое, деморализующее. Раскачать и дезорганизовать российское общество, возбудить россиян против собственных властей и штабов - их заветная мечта. Они привыкли разрушать Россию изнутри, у них это прежде получалось, и они опять пытаются. К сожалению, не без некоторого успеха - посмотрите, как активизировались в нашем информационном пространстве всякие паникёры и популисты, выставляющие себя ярыми патриотами. Из этого нам тоже надо сделать выводы - внутренние, организационные. Ведь такое у нас не в первый раз: - можно вспомнить и пагубное расшатывание Российской империи в Первую мировую войну, и неудачную Русско-японскую войну, проигранную из-за начавшихся в России революционных беспорядков. И в этой Спецоперации мы сталкиваемся с подобным не впервые. Вот моя прошлогодняя статья о попытке вторжения противника в Белгородскую область в мае 2023 - тогда была похожая провокация, только меньшего масштаба, и схожее информационное сопровождение: