«На каком коне Клодт изобразил лицо любовника жены?» — часто спрашивают меня туристы и начинают с увлечением заглядывать между ног коней на Аничковом мосту.
Петербург полон всевозможных мифов, легенд, баек… Но после этой мне становится особенно грустно (неужели это единственное, что интересует людей в творчестве великого скульптора?), и я начинаю рассказывать историю супругов Клодт.
Петр Карлович Клодт происходил из славного, но небогатого рода баронов фон Юргенсбург. Получив традиционное в семье военное образование, служил недолго. Да и правду сказать, привлекали его только лошади. Поэтому военной карьере предпочел ремесло скульптора, уволившись со службы в 23 года.
У вольнослушателя Императорской Академии художеств Клодта денег нет, поэтому живет он в полуподвале. Там же и работает: приводит к себе лошадей, изучает их, рисует, делает статуэтки… А по выходным, почистив свой поношенный сюртук, идет в церковь, чтобы еще раз увидеть прекрасную Катеньку — дочь своего учителя, ректора Академии Ивана Мартоса.
Влюблен! Да так, что осмелился просить у Мартоса руки Катерины. Она к тому времени уже побывала замужем за архитектором Василием Глинкой. Правда, недолго: год спустя после свадьбы супруг умер от холеры. Родители вновь ищут ей мужа — но, конечно, не нищего скульптора. Поэтому новоиспеченному жениху отказывают, предложив искать пару по себе. В невесты же предлагают племянницу, которая из милости живет в доме.
После такого ответа юноша быстро отрезвел. А вскоре и вправду женился на Уленьке Спиридоновой, которая, почти как в сказке, из Золушки стала баронессой! Вот только привел ее муж не во дворец, а в свой полуподвал…
Однако с этого момента жизнь дала крутой поворот. Скульптор получает заказ от императора Николая I на изготовление шестерки лошадей для колесницы Нарвских триумфальных ворот.
И это было только начало — от заказов с тех пор нет отбоя! Всю жизнь Петр Карлович говорил, что это Уленька принесла ему удачу и счастье.
Супругу боготворил, да и она в нем души не чаяла. Шестеро детей, мир и согласие в семье, любовь… Какая еще жена стала бы терпеть полный дом животных, начиная от попугаев и заканчивая ослом. И это не все — на даче в Павловске жил волк!
А постоянные гости, которых всегда было несчетное количество? Уленька, «веселая проказница», только смеялась — и полностью соответствовала мужу своим жизнелюбием.
Михаил Клодт, старший сын, вспоминал:
Как приезжали гости, так дом по швам трещал. Дамы спали в комнатах, а мужчины – вповалку на конюшне или сеновале. И никто не обижался. Потом отец изобрел дома на колесах. Когда мы на этих тарантасах передвигались, соседские детишки бежали следом и кричали: «Смотрите, цыгане приехали!
Иулиании Ивановны не стало в 1859 году. Страшный удар для мужа, великое горе… Петр Карлович переживет свою любимую Уленьку на 8 лет.
Похоронят ее на Смоленском кладбище, недалеко от Смоленской церкви. «Здесь покоится тело баронессы Иулиании Клодт фон Юргенсбург, скончавшейся 22 ноября 1859 года» — надпись на памятнике.
Когда после экскурсии по Смоленскому кладбищу остается время, я показываю место захоронения и рассказываю о великой любви супругов Клодт, Петра Карловича и Иулиании Ивановны.
Резюме: о каких любовниках может идти речь?
---
Еще о Смоленском кладбище:
Подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных публикаций!
На экскурсию по Смоленскому кладбищу со мной можно пойти здесь