Найти тему
Я из Петербурга

На каком коне Клодт изобразил лицо любовника жены

«На каком коне Клодт изобразил лицо любовника жены?» — часто спрашивают меня туристы и начинают с увлечением заглядывать между ног коней на Аничковом мосту.
Аничков мост
Аничков мост

Петербург полон всевозможных мифов, легенд, баек… Но после этой мне становится особенно грустно (неужели это единственное, что интересует людей в творчестве великого скульптора?), и я начинаю рассказывать историю супругов Клодт.

Петр Карлович Клодт происходил из славного, но небогатого рода баронов фон Юргенсбург. Получив традиционное в семье военное образование, служил недолго. Да и правду сказать, привлекали его только лошади. Поэтому военной карьере предпочел ремесло скульптора, уволившись со службы в 23 года.

У вольнослушателя Императорской Академии художеств Клодта денег нет, поэтому живет он в полуподвале. Там же и работает: приводит к себе лошадей, изучает их, рисует, делает статуэтки… А по выходным, почистив свой поношенный сюртук, идет в церковь, чтобы еще раз увидеть прекрасную Катеньку — дочь своего учителя, ректора Академии Ивана Мартоса.

Влюблен! Да так, что осмелился просить у Мартоса руки Катерины. Она к тому времени уже побывала замужем за архитектором Василием Глинкой. Правда, недолго: год спустя после свадьбы супруг умер от холеры. Родители вновь ищут ей мужа — но, конечно, не нищего скульптора. Поэтому новоиспеченному жениху отказывают, предложив искать пару по себе. В невесты же предлагают племянницу, которая из милости живет в доме.

После такого ответа юноша быстро отрезвел. А вскоре и вправду женился на Уленьке Спиридоновой, которая, почти как в сказке, из Золушки стала баронессой! Вот только привел ее муж не во дворец, а в свой полуподвал…

Однако с этого момента жизнь дала крутой поворот. Скульптор получает заказ от императора Николая I на изготовление шестерки лошадей для колесницы Нарвских триумфальных ворот.

Нарвские триумфальные ворота
Нарвские триумфальные ворота

И это было только начало — от заказов с тех пор нет отбоя! Всю жизнь Петр Карлович говорил, что это Уленька принесла ему удачу и счастье.

Супругу боготворил, да и она в нем души не чаяла. Шестеро детей, мир и согласие в семье, любовь… Какая еще жена стала бы терпеть полный дом животных, начиная от попугаев и заканчивая ослом. И это не все — на даче в Павловске жил волк!

А постоянные гости, которых всегда было несчетное количество? Уленька, «веселая проказница», только смеялась — и полностью соответствовала мужу своим жизнелюбием.

Михаил Клодт, старший сын, вспоминал:

Как приезжали гости, так дом по швам трещал. Дамы спали в комнатах, а мужчины – вповалку на конюшне или сеновале. И никто не обижался. Потом отец изобрел дома на колесах. Когда мы на этих тарантасах передвигались, соседские детишки бежали следом и кричали: «Смотрите, цыгане приехали!

Иулиании Ивановны не стало в 1859 году. Страшный удар для мужа, великое горе… Петр Карлович переживет свою любимую Уленьку на 8 лет.

Похоронят ее на Смоленском кладбище, недалеко от Смоленской церкви. «Здесь покоится тело баронессы Иулиании Клодт фон Юргенсбург, скончавшейся 22 ноября 1859 года» — надпись на памятнике.

Когда после экскурсии по Смоленскому кладбищу остается время, я показываю место захоронения и рассказываю о великой любви супругов Клодт, Петра Карловича и Иулиании Ивановны.

Резюме: о каких любовниках может идти речь?

---

Еще о Смоленском кладбище:

Подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных публикаций!

На экскурсию по Смоленскому кладбищу со мной можно пойти здесь