Найти тему
В движении

Унесенные ветром

Ветер-ветер, ты могуч… Казалось бы, как может ветер помешать движению на железной дороге? Это для автомобилей – да, есть опасность опрокидывания фур на трассе. И вообще, при плохой погоде трассу закрывают. А для поездов – это ничто. Железная дорога работает всегда, в любую погоду. Но не тут-то было. Оказывается, хоть и очень редко, но бывают такие стечения обстоятельств, которые потом выливаются в ужасные трагедии. Это, возможно не самая полная, подборка катастроф, вызванных действием ветра на подвижной состав.

5 место. Видимо, неслабые ветры бывают на берегах Байкала.

изображение из открытых источников
изображение из открытых источников

В апреле 1913 года со станции Слюдянка на КБЖД ветер угнал вагон-теплушку. И, хотя эти вагоны в то время были двухосными и небольшими, этого хватило для тяжелого происшествия. Разогнавшись затем под уклон, этот вагон налетел на паровоз идущего к станции пассажирского поезда. Груда обломков, перескочив через паровоз, уничтожила идущий позади него багажный вагон, который принял на себя удар и спас остальные вагоны. Пострадал помощник машиниста.

4 место. В мае того же года, на той же Забайкальской дороге, произошло, пожалуй, самое живописное крушение поезда из всех, вызванных действием ветра.

изображение из открытых источников
изображение из открытых источников

В один из весенних ураганов порыв ветра поднял крышу какой-то постройки, пронес ее по воздуху и бросил на железнодорожные пути на виадуке. Дело было ночью, К виадуку приближался пассажирский поезд. Машинист сразу увидел опасность. Он задействовал тормоза, вытолкнул кочегара и помощника и выпрыгнул сам. Паровоз сошел с рельсов, и увлекаемый силами инерции и центробежной силой, упал с виадука и остался в таком положении. Остальные вагоны остановились. В поезде никто серьезно не пострадал.

3 место. Равнины Северной Америки – родной дом для торнадо. Там даже ввели термин «аллея торнадо». Существует немало баек и легенд о том, как торнадо переворачивал поезда и даже переставлял паровоз на другой путь. Но единственный как-то задокументированный случай произошел днем 27 мая 1931 года. Правда, ни одного изображения этой аварии я не нашел. Где-то под Фарго шел пассажирский поезд. Погода была жаркая, но с запада надвигалась темная туча, обещая грозу. Паровоз весом 134 тонны тянул шесть тяжелых пассажирских вагонов, каждый на 117 пассажиромест. Скорость около 80 км/ч. Вдруг быстро потемнело. Машинист с помощником увидели как от почерневшей тучи отделился хобот и пошел к железной дороге впереди. Свист ветра и шипение уже заглушали шум поезда. Машинист дернул рычаг тормозов. Они уже почти остановились, когда большая воронка ударила точно в середину поезда, разорвав его. Она подняла в воздух один из вагонов, пронесла его несколько метров и мягко опустила на бок. Остальные вагоны также завалились кто в одну, кто в другую сторону от насыпи. В поднятом в воздух вагоне было полностью открыто одно окно, из которого выпал пассажир, и его накрыло сверху вагоном. Все остальные пассажиры поезда отделались испугом и синяками.

2 место. Особенностью Шотландии стали глубоко вдающиеся в землю заливы рек - эстуарии. На южном берегу одного из них расположился город Уормит, а на северном – Данди. Обходной путь занимает многие десятки километров. И в период расцвета железнодорожного строительства в шестидесятые-семидесятые годы девятнадцатого века здесь задумали поставить мост. Получилась действительно впечатляющая конструкция длинной несколько километров! Для того времени это был почти шедевр инженерной мысли. Но многого все же не учли – выбор материалов и схема конструкции казалась верной все те полтора года, когда мост стоял и пропускал поезда. Все закончилось 28 декабря 1879 года. В этот день погода быстро испортилась. Налетел ветер. К вечеру шторм усилился еще больше. Пассажирский поезд в Данди из паровоза, пяти пассажирских вагонов, в которых ехало 75 человек и тормозного вагона в 19-12 подошел к будке дежурного на южной оконечности моста, где он был встречен и отправлен на мост. Дежурный вспоминал, как он наблюдал за тем, как три задних фонаря медленно удалялись в дали, покачиваясь от стороны к стороне. Через три минуты он увидел две вспышки, а затем еще одну, после чего наступила полная темнота. В Данди поезд не прибыл. Очень скоро стало ясно, что мост обрушился в своей центральной части. Скорее всего, поезд просто сдуло с пути, прижало к фермам, которые не выдержали. Далее произошло веерное цепное обрушение по типу домино. Обрушилось чуть более полутора километров центральной части моста. Сразу же началась спасательная операция.

изображение из открытых источников
изображение из открытых источников

Но спасать было уже некого: ураганный ветер и двухметровые волны не дали ни единого шанса пассажирам.. Через три года было начато строительство нового моста.

И на первом месте катастрофа в штате Бихар, Индия. Здесь даже неизвестно общее количество погибших и пропавших без вести. По этой катастрофе вообще удивительно мало информации. На странице Википедии один абзац и три возможные причины. Складывается впечатление, что свидетелей в живых не осталось: всех или сдуло или смыло.. Итак, ночью 6 июня 1981 года по мосту через реку Багмати шел пассажирский поезд населенностью от 800 до 1000 и более человек. Утверждается, что ветер опрокинул 7 вагонов в реку. По другой версии, река вышла из берегов и смыла вагоны, когда поезд проходил по мосту или по насыпи. Можно сделать осторожное предположение, что поезд состоял из больше, чем семи вагонов. Как бы то ни было, в течение недели были выловлены около 235 тел.

изображение из открытых источников
изображение из открытых источников

По официальным данным, погибло 235 человек, трое пропали без вести. По неофициальным источникам число погибших могло составить до 500 человек.