Найти тему
BFM.ru

Казахстан отказывается слепо следовать санкциям против России

Руководство страны заявляет, что в первую очередь будет учитывать свои экономические интересы и одновременно укреплять торговые связи с Ираном и Китаем, пообещал заместитель премьер-министра и министр торговли и интеграции Казахстана Серик Жумангарин

   Валерий Шарифулин/ТАСС
Валерий Шарифулин/ТАСС

Казахстан не будет слепо следовать санкциям против России, если они затрагивают местные компании, которые являются основными работодателями в своих регионах, заявил заместитель премьер-министра и министр торговли и интеграции Казахстана Серик Жумангарин. «Мы не позволим запрещать нашим производителям торговать», — сказал он в интервью Bloomberg. Он также пообещал развивать сотрудничество с Ираном и Китаем.

Эти заявления закономерны, считает казахстанский политик, экс-кандидат в президенты Амиржан Косанов:

Амиржан Косанов казахстанский политик, экс-кандидат в президенты «Можно сказать, что на третьем году процесса реализации западных санкций мировое сообщество, в том числе и сам Запад, Россия и ее соседи, такие как Казахстан, приходят к новому осмыслению эффективности этих санкций. Если раньше санкции имели чисто политический резонанс, имели геополитический смысл, то время показывает, что санкции имеют и конкретные экономические последствия, в том числе не только в отношении России и коллективного Запада, но и таких стран, которые очень тесно сопряжены с российской экономикой, как Казахстан. На мой взгляд, эти всплески, как публичные, так и не совсем явные, которые присутствуют в риторике руководителей стран и ведомств, свидетельствуют об этом. А что касается изменения риторики, то это нормальный процесс. Любое государство, какими бы обязательствами в международном аспекте оно ни было связано, всегда будет преследовать свои коренные, национальные интересы. У того же Казахстана эти интересы могут не совпадать как с Россией, так и с коллективным Западом, и в этом смысле риторика в сторону защиты интересов собственной экономики, несмотря на возможную критику со стороны коллективного Запада и других партнеров, я считаю, что это вполне уместное развитие событий».

Казахстан выступал против санкций, введенных США в связи с военными действиями России на Украине, однако высокопоставленные чиновники ранее не оспаривали эти ограничения публично. Жумангарин отметил, что некоторые меры, направленные на прекращение доступа России к товарам, непропорционально сильно ударили по Казахстану. Между тем, западные правительства мало что сделали для компенсации ущерба Казахстану, который до конфликта считал Россию своим крупнейшим торговым партнером.

Комментирует генеральный директор радио «Business FM Казахстан» Рустам Максутов:

Рустам Максутов генеральный директор радио «Business FM Казахстан» «Для того, чтобы избежать вторичных санкций, мы прибегаем к разного рода схемам и системам. Понятное дело, что некоторые компании уже подпали под вторичные санкции, и есть риск для многих других компаний, поэтому у нас в политике в принципе ничего не поменялось, мы просто следуем дальнейшей риторике, о которой мы говорили и ранее. Касым-Жомарт Токаев — это наш президент, дружит со всеми странами, и мы придерживаемся этой политики по сей день. Поэтому я бы расценивал подобные заявления просто как напоминание, какой курс мы выбрали. Тем более с Китаем мы очень давно дружим, так же, как и Россия с Китаем. По поводу Ирана, это возобновление общения, возобновление каких-то партнерских отношений. Плюс мы очень много отправляем в Иран товаров, связанных с продовольствием, поэтому это не более чем напоминание, наверное, о нашей политике».

В качестве примера пострадавший от западных санкций компании Жумангарин привел Eurasian Resources Group. Компания на 40% принадлежит государству и несет огромные убытки из-за того, что санкции заблокировали продажи железорудных окатышей в Россию.

Между тем, ее бывший крупнейший клиент перешел на отечественных поставщиков и процветает вместе с другими российскими сталелитейными компаниями.