Чтобы внушать уважение другим, прежде всего нам необходимо уважать самих себя. А это значит оценивать себя трезво, не слишком низко и не слишком высоко. К сожалению, комплексы и затаившиеся с детства страхи нередко искажают нашу самооценку.
Современное общество переживает эпидемию нарциссизма. Все больше людей не склонны принимать во внимание других, поэтому отстоять себя, добиться, чтобы наш голос был услышан, очень нелегко. А тем, кто не вписывается в стандарты, — слишком толстым, старым, бедным — сложно вдвойне: ведь им и самим непросто признать собственную ценность. Сталкиваясь с унижением со стороны родственника, коллеги или случайного прохожего, тот, кто заранее не уверен в себе, смолчит или станет требовать уважения неуклюже или агрессивно… В основе неспособности «уважать себя заставить» лежат наши глубинные страхи — не понравиться, выглядеть нелепым, смешным. Из-за них мы порой молча сносим обидные реплики или живем с партнером, позволяющим себе грубость и оскорбления.
Обесценивание начинается в детстве
Трудности с самоутверждением впервые возникают в раннем детстве, когда формируются наше «Я» и самооценка. Дефицит уверенности в себе может иметь множество причин. Например, ребенок отождествляет себя с тем родителем, которого другой родитель унижает. Или чувствует, что взрослые им постоянно недовольны. «Самоуважение напрямую связано с отношением к нам других людей, — говорит психоаналитический психотерапевт Элина Зимина. — Ребенок сравнивает свое поведение с тем, каким, по его мнению, его хотели бы видеть родители. Так формируется система внутренних ценностей, требований к себе и самопоощрений». Чудесного рецепта, позволяющего детям осознать собственную ценность, не существует. «Нет волшебных слов, которых будет достаточно для того, чтобы ребенок стал уважать себя, — предупреждает Элина Зимина. — Уважение предполагает в первую очередь понимание отдельности другого человека. Уважать ребенка — значит признать тот факт, что у него могут быть свои чувства, мысли, желания, которые не обязательно совпадают с родительскими». Однако есть фразы, которые могут предопределить всю его жизнь: «Из тебя ничего не выйдет», «Ты никогда ничего не добьешься»… Поэтому они категорически недопустимы в общении с ребенком.
Отсутствие границ мешает узнать себя
К нежелательным результатам может привести и режим максимального благоприятствования. Если постоянно твердить ребенку, какой он замечательный, жизнь может весьма жестко вернуть его к реальности. «Конечно, не стоит во всем потакать детям, — говорит Элина Зимина. — В отличие от взрослых, им трудно сказать «нет» своим желаниям, отложить их на какое-то время. Они руководствуются принципом удовольствия, а не принципом реальности. Поэтому родители отчасти берут на себя регулирующие функции».
УВАЖЕНИЕ ЗАРАЗИТЕЛЬНО: ВСТУПАЯСЬ ЗА ДОСТОИНСТВО ДРУГИХ, МЫ И САМИ РАСТЕМ В ГЛАЗАХ ОКРУЖАЮЩИХ.
Ребенок, предоставленный собственным импульсам, не учится ни самостоятельности, ни самоуважению, ни любви к себе*. Напротив, он рискует впадать в крайности — от мании величия к очень низкой самооценке, так и не узнав себя по-настоящему и не научившись себя уважать. Растет число подростков, неспособных вынести ни малейших ограничений. Часто они, например, не в силах расстаться хотя бы ненадолго с мобильным телефоном — даже ради того, чтобы сосредоточиться на подготовке к экзамену. Или, наоборот, вообще не могут ходить в школу — настолько они напуганы и не способны найти свое место в классе. Если вежливости можно научиться, то про уважение этого, увы, не скажешь. Но есть и хорошая новость: уважение заразительно. Например, вступаясь за человека, с которым несправедливо обошлись у нас на глазах, мы тем самым вызовем большее уважение к нам самим. Проявляя уважение к другим, мы начинаем больше уважать себя. И это — лучший путь к адекватной самооценке.