Найти тему
Запуск речи Алёна Васильева

Это не правило, это закон! Сначала учим ребенка понимать, затем говорить!

Здесь вы узнаете, как проверить физический и внутренний слух, а также, как с помощью 4 пунктов научить ребенка понимать слова.

«Первый вопрос, который я задаю родителям, обращающимся ко мне с просьбой о помощи: «понимает ребенок речь или нет?». Если ребенок не понимает речь или понимает ее частично, то бесполезно ждать, что он сам заговорит». Я логопед, педагог высшей квалификационной категории, специалист по запуску речи у неговорящих детей Алёна Васильева.

Как проверить понимание речи у ребенка:

  • Стук в дверь слышит?
  • Шуршание фантиком слышит?
  • На шум за окном реагирует?

Если ответы положительные, значит у вашего малыша физический слух в порядке.

Но, между физическим слухом и распознаваниями звуков есть разница.

Физический слух проверяет лор еще в роддоме. Но после того, как ребенок переболел отитом, нужно эту процедуру пройти еще раз, чтобы убедиться, что слух не снижен. У ребенка могут образовываться пробки в ушах, которые может обнаружить и убрать лор. Если этого не делать, то ребенок начинает слышать, как будто он находится под водой. Только представьте, хорошо ли в таких условиях ребенок сможет слышать шумы вокруг себя?

Если малыш реагирует на стук в дверь, шум дождя или шуршание фантиков, но вы сомневаетесь, понимает ли он речь, то тогда я рекомендую проверить внутренний слух, или другими словами, распознавание звуков у сурдолога. Эти процедуры называются КСВП или АСВП. АСВП проводится, когда ребенок бодрствует. КСВП - когда ребенок спит. Таким образом специалист проверяет, как звуки, которые идут в уши ребенка распознает мозг.

Если вы понимаете, что у вашего ребенка физический слух в норме - ему не нужно ставить аппаратики, не нужно вычищать пробки, он слышит и реагирует на различные звуки, но при этом не понимает ваши просьбы, то как же научить его понимать речь?

Слова с ребёнком учим, как с иностранцем. Что же это значит?

Запомните простые правила:

1. Контролируйте свою речь. Говорите самыми простыми словами, очень простыми. Не просто «Коленька, иди сюда, я тебе сейчас что-то покажу», а вот так: «иди, иди» и показывайте это жестом. «Иди, иди» - сначала подсказывайте руками, движениями, головой. Проговаривайте, как попугайчики, по много-много раз в день. Если есть необходимость, то берите ребенка за руку и идите вместе с ним.

2. Одно слово = одна интонация. Со временем можно говорить одно и то же слово с разными интонациями: Да? Да! (Шепотом) да-да-да. Но пока мы учим это слово понимать, мы говорим его с одной и той же интонацией всегда. Например, можно говорить «мама» звонко, а «папа» почти шепотом. И так делайте каждый раз, пока ребенок не научится различать эти слова на слух.

3. Учите с ребёнком по два-три слова в день, не больше. Например, учим слово «кот». Рисуйте вместе с ребенком кота, ищите его в книгах, показывайте фотографию настоящего кота. Важно! Слово «кот» всегда называйте одинаково. Не киса, не кошка, а кот.

4. Как проверить, что ребенок запомнил новое слово? Положите перед малышом 2 фотографии. Например, 1 фото птицы и 1 фото кота. Спросите, где кот? Если ребенок несколько раз показал правильно, то новое слово выучено.

Малыш может ошибаться в склонениях, падежах, говорить неправильное окончание. Но самое главное, что он будет понимать речь и пробовать говорить слово.

-2

Важно не ждать, когда ребенок сам начнет понимать речь, а провести вовремя диагностику и начать заниматься.

Поделитесь в комментариях насколько хорошо ваши детки понимают обращенную речь?