Найти в Дзене
частные суждения

Расизм и роботы.

Досмотрел на днях китайскую дораму «Смертельная игра». Сюжет не сказать чтобы очень необычный — виртуальная игра, которая оказывается слишком реальной, вследствие чего проигравшие умирают в настоящем мире… современные зрители нечто подобное видели многократно. Например, в аниме, в сериале «Sword Art Online». Но в финале китайской дорамы произошло раскрытие тайны личности одного из героев. Желающих самостоятельно посмотреть данную дораму предупреждаю — ниже будет спойлер, так что дальше читайте на свой страх и риск.

Постер «Смертельной игры». Слева внизу — главный герой, справа от него — лучший друг, который оказался вдруг...
Постер «Смертельной игры». Слева внизу — главный герой, справа от него — лучший друг, который оказался вдруг...

Лучший друг главного героя дорамы, спасший ему жизнь в самом начале, умный, красивый и со всех сторон положительный персонаж, внезапно оказывается NPC. Искусственной личностью, куском машинного кода, компьютерной моделью. Что ничуть не мешает главному герою продолжать относиться к нему как к другу и вообще как к человеку. Такое отношение к заведомым не-людям вообще характерно для незападных культур. Оборотень, демон, робот — какая нафиг разница, был бы человеком… то бишь нечеловеком хорошим.

Классика английской фантастики.
Классика английской фантастики.

А вот в культуре западной отношение к роботам, а также прочим нелюдским разумным существам изначально было совсем иным. Началось это даже не с монстра Франкенштейна (который вообще ни в чём не был виноват, кроме самого факта неестественного рождения), а гораздо раньше. Причём, что характерно, фольклора это не касается, там и говорящие разумные животные, и всякая нечисть вполне себе личности, ни в чём людям не уступающие и отношение фольклорных персонажей — людей к ним ничем не отличается от отношения к другим людям. А вот культурное и образованное общество стран Запада на полном серьёзе спорило, есть ли душа у людей с другим цветом кожи и, если души нет, не следует ли их на этом основании считать не более чем животными?

Мордорский орк, современная иллюстрация.
Мордорский орк, современная иллюстрация.

Этот синдром встречается даже у самых лучших западных писателей. Орки у Толкиена разумны, обладают личностью (можно вспомнить разговоры орков между собой во «Властелине колец») и даже собственной культурой (песни сами сочиняют и поют, и получается у них как минимум не хуже современной попсы). Тем не менее автор сомневается, обладают ли орки душой или они всего лишь бездушные машины, а их разговоры он сравнивал с болтовнёй попугаев (сейчас, пожалуй, сравнили бы с нейросетями, но при жизни Толкиена их ещё не было).

Тролли в экранизации Питера Джексона.
Тролли в экранизации Питера Джексона.

Помните троицу троллей в «Хоббите»? Своими разговорами и поведением они от людей совершенно не отличались. И тем не менее Толкиен в одном из писем размышлял: «Насчет троллей я не уверен. Думаю, они просто «подделки» … наделяя троллей даром речи, вы даете им способность, которая в нашем мире (вероятно) ассоциируется с наличием «души».» Выходит, что тролли на самом деле, по мнению автора, дара речи не имеют. А то, что говорят — так это всего лишь «подделка», имитация речи. Ну и, следовательно, орков с троллями можно (и даже нужно) всех поголовно истребить. Они же не люди, а так, чучела какие-то.

Репликант — друг человека.
Репликант — друг человека.

В отличном фильме «Бегущий по лезвию» 1982 года показан социум, в котором люди относятся к разумным существам, ими же самими созданным, именно как к подделкам,. По сути, тамошние андроиды являются рабами, не имеющими никаких прав, включая право на жизнь. Неудивительно, что некоторые из них бунтуют. Но люди этот бунт считают всего лишь поломкой машины и поступают с ними соответственно. Эта же тема является ключевой во всей западной фантастике о роботах. Их изначально, несмотря на разум и личность, считают не просто не-людьми (что технически верно), но и по дефолту отказывают во всех личных правах. Робот является собственностью владельца, это в буквальном смысле «говорящее орудие», вроде станка с ЧПУ или яндекс-колонки.

Рик Декард в исполнении Харрисона Форда.
Рик Декард в исполнении Харрисона Форда.

Очень характерно, что лучшие из людей относятся к лучшим из роботов как к равным. В том же «Бегущем по лезвию» беглый репликант Рой и его подруга, тоже искусственное существо, Рейчел, показаны вполне человечными, и даже главный герой, охотник на таких вот беглых репликантов Рик Декард, проникается и начинает считать их равными людям. Этот сюжет характерен для всей гуманистической западной фантастики — нечеловеческий разум, неважно, есть у него «душа» или нет, изображены так, что у читателя и зрителя не остаётся сомнений в том, что он ничуть не хуже человеческого. Вспомнить хотя бы андроида Бишопа в фильме «Чужие». Но для понимания этого главной героиней Элен Рипли робот был должен пожертвовать собой, спасая людей.

Эш и Рипли. Кадр из фильма «Чужой», 1979 г.
Эш и Рипли. Кадр из фильма «Чужой», 1979 г.

Понятное дело, у Рипли имелся травматический опыт, связанный с андроидом по имени Эш, притворявшимся человеком. Но сам сюжет психотравмы героини из-за того, что некто оказался не человеком, а опасным роботом, весьма характерен для западной культуры. На страхе перед роботами, притворяющимися людьми, построены сюжет сериала «Звёздный крейсер «Галактика»», франшиза «Терминатор» и т.д. А то, что герой внезапно понимает, что не-люди могут быть ничуть не хуже людей, в западной культуре часто подаётся как выдающееся нравственное достижение, для которого положительному персонажу приходится прилагать огромные усилия. Что мешало с самого начала относиться к иным разумным (в том числе созданным людьми) как к равным — человеку не-западной культуры, наверное, не понять.

Ли Ён, герой дорамы «Легенда о кумихо». Не человек.
Ли Ён, герой дорамы «Легенда о кумихо». Не человек.

В незападных культурах такого дефолтного деления разумных на обладающих «душой», и не обладающих, совершенно незаметно. Нечеловеческое разумное существо может быть зловредным и опасным, но оно не является изначально чем-то принципиально худшим, чем обычный злой человек. Кто смотрел китайские, корейские и японские дорамы о лисах-оборотнях, может подтвердить, что в них эти существа хоть и являются людоедами по своей природе, но среди них есть вполне достойные, гуманные и чисто по-человечески симпатичные личности. То же самое можно сказать о всех нечеловеческих созданиях в незападных культурах, в том числе и о роботах. Интересно, эта разница между европейской и прочими культурами происходит из христианской религии, истории колониализма и связанного с ним рабства, или из чего-то ещё?