Когда-то давно, в начале сентября 2022 года, Москва простилась с единственным Президентом СССР — Михаилом Горбачевым. Фигура противоречивая, вызывающая у кого-то симпатию, у кого-то ненависть, но факт остаётся фактом: этот человек дал нашей стране шанс. Шанс, который, увы, так никто и не использовал, особенно в автомобильной промышленности. Да, даже автозаводы оказались глухи к его порыву.
Горбачев, хотя и не был фанатом автомобилей, точно понимал: с нашей промышленностью нужно что-то делать. Видя заводы, погрязшие в кризисе, он понял, что отстали мы по всем фронтам: от дизайна до технологий. И вот, когда в 1985 году два инженера-самодельщика — Парфенов и Хаинов — выкатили на свет свою «Лауру», Горбачев не только удивился, но и лично пригласил их в Кремль. Кто бы мог подумать? Они вышли оттуда уже как официальные сотрудники новой лаборатории НАМИ, созданной специально ради них. Им тут же дали госзаказ: создать народный автомобиль. И всё это — под личным присмотром Горбачева.
Спустя год, в 1986-м, Горбачев отправился в Тольятти и заявил: «ВАЗ должен стать законодателем мод в мировом автопроме». Деньги тут же нашлись, и завод получил всё, что нужно — от полигона до модернизации производства. И даже личный Pontiac Grand Prix, красный, 1988 года, подаренный Рейганом, Горбачев отдал АЗЛК для обучения. Вот такой он был — щедрый.
Но что же случилось потом? Автозаводы ответили старой доброй туфтой. Они не поверили ни в свободу, ни в собственные силы, ни в «благого царя» из Москвы. ГАЗ медленно тянул давно утвержденный Госпланом СССР проект «Газели», пытаясь представить его как революцию перестройки. Волга ГАЗ-3105? Полный провал. Они даже придумали легенду, что якобы Раиса Горбачева забраковала машину за неудобный дизайн. Хотя Раиса про эту машину и не слышала. ЗиЛ тоже не спешил — решили, что новый генсек будет править долго, и парадный автомобиль можно не торопясь «допилить». Спойлер: не успели. Сделали всего два прототипа.
А ВАЗ и АЗЛК вообще решили, что Горбачева можно игнорировать. Они продолжали работать над моделями, разработанными до перестройки, и выдали переднеприводные «Москвич-2141» и «ВАЗ-2108», которые гордо называли детьми перестройки. Но вот беда — эти машины были уже вчерашним днём.
Главная ошибка Горбачева, как и многих наших руководителей, — вера в то, что промышленность должна быть государственной. Но на самом деле, она развивается только тогда, когда в частных руках. Не важно, что это — автозаводы, оборонка или даже космос. Там, где рулит чиновник, результат всегда один: дорого и плохо. Или, что ещё хуже, дорого и бессмысленно.
Михаил Сергеевич дал автозаводам шанс, но они так и не воспользовались им. А вот теперь вопрос: что было бы, если бы тогда всё пошло по-другому? Как вы думаете, могли бы мы стать законодателями мод в автопроме? Поделитесь в комментариях, и не забудьте подписаться, чтобы не пропустить новые истории из мира авто!
С вами был ваш Гараж Гоголя. До скорого!