Найти тему
Я вправе

Как должны охранять российские школы и обязаны ли родители платить за охрану

Оглавление

Пока дети находятся в школе, именно образовательное учреждение отвечает за их безопасность. Школа несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся на основании пп.8 ч.1 ст.41 №273-ФЗ «Об образовании».

Источник: Pexels.com
Источник: Pexels.com

Как должны охраняться школы по закону

За соблюдением требований безопасности в школах следят местные власти и администрация. В каждой школе должно быть должностное лицо, отвечающее за противопожарную, антитеррористическую защиту детей и их безопасность в целом. Его имя указывается в приказе.

Необходимые меры безопасности, которые рекомендуется предпринять школам, содержатся в Письме Минобрнауки от 4 июня 2008 года № 03-1423:

  • наличие забора по периметру и  достаточный уровень освещения территории;
  • обеспечение охраны службами ОВД и ЧОП;
  • наличие инженерно-технических средств охраны: сигнализации, видеокамер, тревожной кнопки;
  • оборудование школы входными дверями, защищающими от несанкционированного проникновения посторонних;
  • наличие документации, обеспечивающей пропускной режим.

Действующий ГОСТ Р 58485-2019 «Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций» регулирует сферу безопасности школ с 2019 года. Документ предусматривает обязательную охранную сигнализацию, систему видеонаблюдения, турникеты и посты охраны со списком телефонов правоохранительных органов и экстренных служб.

Образовательные учреждения могут охраняться отделами вневедомственной охраны при территориальных отделах внутренних дел и частными охранными организациями, имеющими соответствующее разрешение.  Вопросы выбора охранной организации, подбора кадров школы как юридические лица могут решать самостоятельно. Согласовывать их с родителями они не обязаны.

В настоящее время охрана в образовательных учреждениях может обеспечиваться по-разному в зависимости от присвоенной категории.  Требования к защите от терроризма школ утверждены Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. №1006. Обычно школам присваивают третью категорию опасности – их относят к объектам с прогнозируемым числом пострадавших от 100 до 800 человек.

Объекты третьей категории опасности:

  • оснащаются системами видеонаблюдения и охранной сигнализации;
  • охраняются сотрудниками ЧОПа и вневедомственной охраны, сотрудниками Росгвардии;
  • оборудуются постами охраны на входе;
  • оснащаются металлоискателями.

Посмотреть, к какой категории принадлежит школа, можно в паспорте безопасности, который оформляется по типовой форме.

В любом случае в образовательных учреждениях должна быть охрана. Причем территория школа должна охраняться круглосуточно (согласно Методическим рекомендация для общеобразовательных организаций по обеспечению комплексной безопасности в школах).

Охранники школы отвечают за соблюдение правил пропускного режима, обеспечение охраны правопорядка, контроль за правилами противопожарной и электрической безопасности, защитой детей и персонала от насильственных действий, применение оружия и спецсредств и пр.

На практике при организации охраны школ обычно имеются ряд недостатков:

🚫Нередко охранниками работают люди без специальной подготовки и лицензии, пенсионеры или бывшие педагоги (трудовики и физруки).

🚫Недостаток бюджетного финансирования заставляет школы экономить на безопасности.

🚫Эффективность работы службы безопасности варьируется по регионам.

Если родители считают, что предпринимаемые меры безопасности в школе недостаточны (например, за охрану отвечает вахтер или уборщица), они могут пожаловаться в прокуратуру.

Должны ли родители платить за охрану школы

Законодательство не содержит указание на какие-либо обязательные платежи для родителей школьников.

За обеспечение содержания зданий и сооружений школ, обустройство прилегающих территорий отвечают органы местного самоуправления (на основании п.3 ч.1 ст.8, п.5 ч.1 ст.9 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

Подтверждает данный тезис и Концепция противодействия терроризму в РФ, где сказано, расходы мероприятия в области противодействия терроризму несут бюджеты регионов и органов местного самоуправления. Таким образом, средства на охранные мероприятия должны выделяться из бюджета.

При этом согласно письму Минобрнауки России от 11.12.2015 №08-ПГ-МОН-42989 школа может принимать деньги и от родителей на организацию охраны, если те решат, что предпринимаемые меры безопасности в школе недостаточные. Например, правила предполагают, что за безопасность детей отвечает вахтер или сторож, а не охранник ЧОП. И тогда на общем собрании родители могут прийти к выводу о необходимости привлечения частной охраны на платной основе, либо инициировать установку контроля доступа или видеонаблюдения и организовать сбор денег.

Правда, родительский комитет и попечительский совет может принять решение о сборе денег на оплату услуг ЧОП только в отношении себя, а не родителей всех школьников (на основании Письма Минобрнауки РФ от 09.09.2015 «О недопущении незаконных сборов денежных средств» № ВК-2227/08).

Таким образом, родителей могут попросить сдать деньги на охрану, но платить они не обязаны.

❗Все взносы могут быть исключительно добровольными, фиксированные суммы пожертвований и введение их периодичности могут рассматриваться как форма принуждения и незаконны. Не допускается также требовать от родителей квитанции в подтверждение оплаты.

Если родители согласны оплачивать охранные услуги, платежи должны принимать на спецсчете школы (наличный сбор запрещен). По требованию школа должна представить отчет о расходовании денег.

В случае если с родителей требуют деньги на охрану, они вправе обратиться с жалобой:

  1. Изначально стоит обсудить проблему с руководством школы.
  2. Если администрация отказывается добровольно решить проблему, можно обратиться в департамент образования, в Рособрнадзор или прокуратуру.
  3. В завершении следует подать исковое заявление в суд.

Если по результатам проверки выявлены нарушения, школа должна принять меры по их устранению. Так, суд может прийти к выводу о необходимости выделения финансирования и бюджета на оплату услуг охранного предприятия. Вот несколько примеров из судебной практики:

  1. Суд признал, что отсутствие в школе системы видеонаблюдения и тревожной кнопки нарушает права несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья и безопасные условия при получении образования. В решении он установил сроки для администрации муниципального образования (учредителя школы) для устранения недостатков.
  2. Суд обязал муниципальные власти выделить деньги на установку системы видеонаблюдения в школе в течение 2 месяцев. Доводы представителей администрации об отсутствии денег в бюджеты признаны судом несостоятельными.
  3. По результатам прокурорской проверки в школе выявлены нарушения в виде отсутствия системы видеонаблюдения. Прокурор обратился в суд, который обязал выделить из бюджета деньги на обеспечение безопасности школьников.