Авторы: С. Ю. Кондратьева, А. А. Константинова, А. В. Маслова
В последнее время в образовательных организациях все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как арт-технология.
Арт-технологии — это творческое конструирование средствами искусства эмоционально значимых для человека творческих действий (взаимодействий), система педагогических методов, реализация которых способствует развитию познавательных процессов, активному формированию личности, развитию духовно-нравственной культуры и потребности в самосовершенствовании [1].
Арт-терапия (от англ. art — искусство, therapy — терапия, лечение) — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве [1]. На сегодняшний день выделяется большое количество арт-терапевтических технологий, или видов арт-терапии: библиотерапия, танцевальная терапия, куклотерапия, театральная деятельность, музыкотерапия, ландшафтотерапия, песочная терапия, игротерапия, иппо-терапия и др.
Библиотерапия — коррекционное воздействие на человека с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации его психического состояния. «Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии, психотерапии», — так считает В. М. Мясищев [2].
Следует отличать библиотерапию от обычного чтения книги детям. Библиотерапия направлена на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности с целью их нормализации или уравновешивания.
Задачи библиотерапии
— Развитие умения прислушиваться к себе.
— Улучшение понимания ребенком своего поведения или мотиваций.
— Воспитание эмоциональной отзывчивости к чувствам других.
— Стабилизация эмоционального состояния.
— Формирование адекватной самооценки.
— Развитие мышления и речи ребенка.
— Развитие эстетического вкуса, мотивации к чтению и творчеству.
Принципы библиотерапии
- Адекватность содержания книги характеру проблемы, целям психокоррекционного воздействия.
- Доступность содержания и изложения произведения.
- Максимальное сходство ситуации, которая описана в произведении, с психотравмирующей ситуацией ребенка.
- Позитивное завершение сюжета, показывающее выход из сложной ситуации и обеспечивающее позитивную поддержку, укрепление веры ребенка в себя.
План занятия для дошкольников может быть следующим.
1-й этап — подготовительный — включает ритуал приветствия, игры и упражнения, направленные на снятие нервно-психического напряжения, повышение эмоционального фона настроения, формирование направленности на сверстников.
2-й этап — разминка — помогает дошкольникам настроиться на работу, повышает уровень их активности, способствует формированию групповой сплоченности (дидактические игры, упражнения и пр.).
3-й этап — основной — направлен на решение основных задач программы (чтение книги, просмотр мультфильма, фильма).
4-й этап — рефлексия — дает возможность поделиться мыслями, переживаниями и получить обратную связь от участников занятия.
5-й этап — ритуал прощания — позволяет создавать атмосферу группового доверия, сплоченности, является психологическим завершением групповой работы.
Конспект занятия по библиотерапии в подготовительной группе «Я не боюсь темноты»
Цель — преодоление страха темноты.
Задачи
— Учить детей находить выход из сложной ситуации боязни темноты и укрепить веру ребенка в себя.
— Воспитывать эмоциональную отзывчивость к чувствам других.
— Формировать адекватную самооценку.
— Развивать мышление и речь.
— Развивать эстетический литературный вкус, мотивацию к чтению и творчеству.
— Развивать умение приветствовать друг друга различными способами.
— Формировать групповую сплоченность.
Материал: текст сказки М. Шкуриной «Тимошка и Темнота».
Ход занятия
• Подготовительная часть
Ритуал приветствия
Педагог. Здравствуйте, ребята! Сейчас мы громко представимся на счет три. Готовы? Один, два, три... Аня! Ваня!..
Отлично! А теперь все тихо, как мышки, скажем: «Здравствуйте». Готовы? Один, два, три... Здравствуйте!
Мы говорили тихо, но вместе, поэтому получилось очень хорошо и громко!
Разминка
Педагог. Теперь поиграем в интересную игру. Я назову факт. Если он тебе подходит, хлопни в ладоши. Например, я скажу: «Я люблю петь». Если это правда, то хлопни в ладоши.
— Я люблю яблоки.
— Я не люблю груши.
— Я люблю ходить в театр.
— Я боюсь темноты.
• Основная часть
Педагог. Я знаю одного мальчика, который раньше тоже очень боялся темноты. Послушайте, какая история с ним однажды приключилась.
Чтение сказки «Тимошка и Темнота»
В одном городе, не очень большом, но и не очень маленьком, очень похожем на тот, где живешь ты, жил-был мальчик. Звали его Тимофей, а родители и друзья называли его Тимошка. Был Тимошка очень хорошим мальчиком, имел много друзей, всегда был рад помочь другим и ничего не боялся. Вернее, почти ничего не боялся, кроме темноты. Где бы он ни был, во что бы ни играл, как только начинало темнеть, он сразу спешил домой, поближе к маме и папе. Да и спать он не ложился, пока мама не зажигала настольную лампу около кровати. Ночью мальчик из своей комнаты выйти боялся. Если надо было сходить за водой или в туалет, он сразу звал маму.
— И чего ты боишься? — спрашивала его мама. — Тут же ничего и никого нет!
— Как нет? А темнота?! — отвечал мальчик.
Но однажды произошла с Тимошкой вот такая история. Одним летним вечером играл он с ребятами в мяч в соседнем дворе. Заигрался, да и не заметил, что начало темнеть. А когда заметил, что уже сумерки сгущаются, сразу же бросился домой. Для того чтобы попасть в свой двор, надо было Тимошке пройти под мостом. Так вот, пробегая под тем самым мостом, мальчик услышал, что над его головой кто-то плачет. Поднял он голову и увидел, что на мосту сидит маленькая девочка примерно его возраста. Она-то и плакала. Слезы текли по ее худеньким щекам и падали на короткое серое платьице.
— Ох, бедная! — подумал мальчик. — Наверно, она забралась туда, а слезть не может. Вот и плачет.
Поскольку Тимошка был добрый и смелый мальчик, он, конечно, решил девочке помочь и стал забираться на мост. Он даже про темноту ненадолго забыл, так ему жалко бедняжку стало. Через минуту Тимошка уже сидел рядом с ней.
— Ты чего плачешь, боишься? Давай руку, я помогу тебе спуститься!
— Я не боюсь спускаться. Я по другому плачу, — тихо ответа девочка.
— Так почему же ты плачешь? Может, я все-таки помогу?
— Я плачу, потому что со мной дружить никто не хочет. Все меня боятся, — объяснила девочка.
— Как боятся? Чего тебя бояться?! Кому ты можешь вред причинить? — удивился мальчик.
— Не знаю кому, но все меня боятся. А мне так хочется иметь друзей.
— Так давай я буду твоим другом! — предложил Тимошка. — Как тебя зовут?
— Темнота, — ответила девочка.
— Как Темнота?! Та самая Темнота, что ночью бывает? — вздрогнул мальчик.
— Да, та самая. Вот видишь, и ты испугался и дружить больше не хочешь. А я ведь ничего плохого не делаю. Только прихожу на Землю, когда заходит Солнце, как меня учили мои родители, мама Темная Ночь и папа Король Сумерек.
— А ты, правда, ничего плохого не делаешь? — спросил Тимошка дрожащим голосом.
— Правда, ничего плохого! — ответила Темнота.
— Но я все-таки все еще тебя боюсь. Что же делать?! — мальчик не знал, как поступить. Ему было жалко Темноту, но он ведь ее боялся. Даже отодвинулся немного. Темнота и Тимошка сидели на мосту, смотрели друг на друга и не знали, что предпринять, как помочь друг другу. Вдруг Месяц, который наблюдал за ними с высоты, спустился пониже и заговорил:
— Я знаю, как вам помочь. Вам все-таки надо подружиться. Тогда у Темноты будет друг, и она не будет так расстраиваться, а ты Тимошка перестанешь ее бояться. Мы ведь не боимся своих друзей! Так?
Темнота и Тимошка выслушали совет Месяца, и им показалось, что он прав.
— Ну, давай подружимся! — предложил мальчик.
— Давай! — согласилась Темнота и протянула ему свою руку, а Тимошка улыбнулся ей и протянул свою.
— А теперь мне домой пора, — сказал мальчик. — Ведь уже очень поздно. Мама переживает, я ведь всегда засветло возвращаюсь.
— А давай я тебя до дома провожу! — предложила Темнота.
И они пошли по улице, мальчик Тимошка и его подруга Темнота. И Тимошке было ни капельки не страшно. С тех пор Тимошка не боится темноты. Ему уже не нужно зажигать лампу, когда он ложится спать. А Темнота, когда спускается на Землю, всегда идет проведать своего друга.
— Здравствуй, друг, — говорит Темнота.
— Здравствуй, Темнота. Я так рад, что ты пришла! — отвечает Тимошка.
— Ну а теперь ложись спать, — говорит Темнота, — а я буду стоять рядом и отгонять плохие сны, если они вдруг будут приближаться к твоей кровати.
— Спасибо, Темнота, — говорит мальчик.
Тишина и покой окутывают его, словно теплое пуховое одеяло, он закрывает глаза и засыпает крепким безмятежным сном, а Темнота стоит рядом и сторожит сон своего друга.
Педагог. Ребята, как звали мальчика? Чего боялся Тимошка? А вы боитесь темноты? Почему Тимошка перестал бояться темноты? Кем оказалась темнота? Темнота была страшная? Что почувствовал Тимошка, когда подружился с Темнотой? Что вы чувствовали, когда слушали сказку?
• Рефлексия
Педагог. Вы бы хотели подружиться с Темнотой? Представьте себе Темноту — у всех она может быть разной. Какая у вас Темнота? Она вам нравится?
Ответы детей.
Педагог. Давайте подружимся с Темнотой! Закройте глаза, познакомьтесь с Темнотой. Подружитесь с ней, можно взять за руки, обняться. Страшно ли вам? Что вы сейчас чувствуете?
Ответы детей.
Педагог. Теперь попрощайтесь со своим новым другом. Откройте глазки.
Дети выполняют.
• Заключительная часть
Ритуал прощания
Педагог. Теперь попрощаемся друг с другом. Возьмемся парами и пойдем дружно в группу.
Источники
- Арт-терапевтические технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: учеб.-метод. пособие / Н. С. Баряева, К. А. Воронкина, П. А. Прищепова, Ю. А. Талавера; под общей ред. Л. Б. Баряевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2016. — 70 с.
- Библиопсихология и библиотерапия / ред. Н. С. Лейтес, Н. Л. Карпова, О. Л. Кабачек // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: прил. к журн. «Шк. б-ка». — Сер. 1. — 2005. — Вып. 6—7 (сдвоенный).