Найти тему

Библиотерапия как метод коррекционного воздействия в условиях образовательной организации

Авторы: С. Ю. Кондратьева, А. А. Константинова, А. В. Маслова

Создать карусельДобавьте описание
Создать карусельДобавьте описание

В последнее время в образовательных организациях все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как арт-технология.

Арт-технологии — это творческое конструирование средствами искусства эмоционально значимых для человека творческих действий (взаимодействий), система педагогических методов, реализация которых способствует развитию познавательных процессов, активному формированию личности, развитию духовно-нравственной культуры и потребности в самосовершенствовании [1].

Арт-терапия (от англ. art — искусство, therapy — терапия, лечение) — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве [1]. На сегодняшний день выделяется большое количество арт-терапевтических технологий, или видов арт-терапии: библиотерапия, танцевальная терапия, куклотерапия, театральная деятельность, музыкотерапия, ландшафтотерапия, песочная терапия, игротерапия, иппо-терапия и др.

Библиотерапия — коррекционное воздействие на человека с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации его психического состояния. «Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии, психотерапии», — так считает В. М. Мясищев [2].

Следует отличать библиотерапию от обычного чтения книги детям. Библиотерапия направлена на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности с целью их нормализации или уравновешивания.

Задачи библиотерапии

— Развитие умения прислушиваться к себе.

— Улучшение понимания ребенком своего поведения или мотиваций.

— Воспитание эмоциональной отзывчивости к чувствам других.

— Стабилизация эмоционального состояния.

— Формирование адекватной самооценки.

— Развитие мышления и речи ребенка.

— Развитие эстетического вкуса, мотивации к чтению и творчеству.

Принципы библиотерапии

  1. Адекватность содержания книги характеру проблемы, целям психокоррекционного воздействия.
  2. Доступность содержания и изложения произведения.
  3. Максимальное сходство ситуации, которая описана в произведении, с психотравмирующей ситуацией ребенка.
  4. Позитивное завершение сюжета, показывающее выход из сложной ситуации и обеспечивающее позитивную поддержку, укрепление веры ребенка в себя.

План занятия для дошкольников может быть следующим.

1-й этап подготовительный — включает ритуал приветствия, игры и упражнения, направленные на снятие нервно-психического напряжения, повышение эмоционального фона настроения, формирование направленности на сверстников.

2-й этап разминка — помогает дошкольникам настроиться на работу, повышает уровень их активности, способствует формированию групповой сплоченности (дидактические игры, упражнения и пр.).

3-й этап основной — направлен на решение основных задач программы (чтение книги, просмотр мультфильма, фильма).

4-й этап рефлексия — дает возможность поделиться мыслями, переживаниями и получить обратную связь от участников занятия.

5-й этап ритуал прощания — позволяет создавать атмосферу группового доверия, сплоченности, является психологическим завершением групповой работы.

Конспект занятия по библиотерапии в подготовительной группе «Я не боюсь темноты»

Цель — преодоление страха темноты.

Задачи

— Учить детей находить выход из сложной ситуации боязни темноты и укрепить веру ребенка в себя.

— Воспитывать эмоциональную отзывчивость к чувствам других.

— Формировать адекватную самооценку.

— Развивать мышление и речь.

— Развивать эстетический литературный вкус, мотивацию к чтению и творчеству.

— Развивать умение приветствовать друг друга различными способами.

— Формировать групповую сплоченность.

Материал: текст сказки М. Шкуриной «Тимошка и Темнота».

Ход занятия

• Подготовительная часть

Ритуал приветствия

Педагог. Здравствуйте, ребята! Сейчас мы громко представимся на счет три. Готовы? Один, два, три... Аня! Ваня!..

Отлично! А теперь все тихо, как мышки, скажем: «Здравствуйте». Готовы? Один, два, три... Здравствуйте!

Мы говорили тихо, но вместе, поэтому получилось очень хорошо и громко!

Разминка

Педагог. Теперь поиграем в интересную игру. Я назову факт. Если он тебе подходит, хлопни в ладоши. Например, я скажу: «Я люблю петь». Если это правда, то хлопни в ладоши.

— Я люблю яблоки.

— Я не люблю груши.

— Я люблю ходить в театр.

— Я боюсь темноты.

• Основная часть

Педагог. Я знаю одного мальчика, который раньше тоже очень боялся темноты. Послушайте, какая история с ним однажды приключилась.

Чтение сказки «Тимошка и Темнота»

В одном городе, не очень большом, но и не очень маленьком, очень похожем на тот, где живешь ты, жил-был мальчик. Звали его Тимофей, а родители и друзья называли его Тимошка. Был Тимошка очень хорошим мальчиком, имел много друзей, всегда был рад помочь другим и ничего не боялся. Вернее, почти ничего не боялся, кроме темноты. Где бы он ни был, во что бы ни играл, как только начинало темнеть, он сразу спешил домой, поближе к маме и папе. Да и спать он не ложился, пока мама не зажигала настольную лампу около кровати. Ночью мальчик из своей комнаты выйти боялся. Если надо было сходить за водой или в туалет, он сразу звал маму.

— И чего ты боишься? — спрашивала его мама. — Тут же ничего и никого нет!

— Как нет? А темнота?! — отвечал мальчик.

Но однажды произошла с Тимошкой вот такая история. Одним летним вечером играл он с ребятами в мяч в соседнем дворе. Заигрался, да и не заметил, что начало темнеть. А когда заметил, что уже сумерки сгущаются, сразу же бросился домой. Для того чтобы попасть в свой двор, надо было Тимошке пройти под мостом. Так вот, пробегая под тем самым мостом, мальчик услышал, что над его головой кто-то плачет. Поднял он голову и увидел, что на мосту сидит маленькая девочка примерно его возраста. Она-то и плакала. Слезы текли по ее худеньким щекам и падали на короткое серое платьице.

— Ох, бедная! — подумал мальчик. — Наверно, она забралась туда, а слезть не может. Вот и плачет.

Поскольку Тимошка был добрый и смелый мальчик, он, конечно, решил девочке помочь и стал забираться на мост. Он даже про темноту ненадолго забыл, так ему жалко бедняжку стало. Через минуту Тимошка уже сидел рядом с ней.

— Ты чего плачешь, боишься? Давай руку, я помогу тебе спуститься!

— Я не боюсь спускаться. Я по другому плачу, — тихо ответа девочка.

— Так почему же ты плачешь? Может, я все-таки помогу?

— Я плачу, потому что со мной дружить никто не хочет. Все меня боятся, — объяснила девочка.

— Как боятся? Чего тебя бояться?! Кому ты можешь вред причинить? — удивился мальчик.

— Не знаю кому, но все меня боятся. А мне так хочется иметь друзей.

— Так давай я буду твоим другом! — предложил Тимошка. — Как тебя зовут?

— Темнота, — ответила девочка.

— Как Темнота?! Та самая Темнота, что ночью бывает? — вздрогнул мальчик.

— Да, та самая. Вот видишь, и ты испугался и дружить больше не хочешь. А я ведь ничего плохого не делаю. Только прихожу на Землю, когда заходит Солнце, как меня учили мои родители, мама Темная Ночь и папа Король Сумерек.

— А ты, правда, ничего плохого не делаешь? — спросил Тимошка дрожащим голосом.

— Правда, ничего плохого! — ответила Темнота.

— Но я все-таки все еще тебя боюсь. Что же делать?! — мальчик не знал, как поступить. Ему было жалко Темноту, но он ведь ее боялся. Даже отодвинулся немного. Темнота и Тимошка сидели на мосту, смотрели друг на друга и не знали, что предпринять, как помочь друг другу. Вдруг Месяц, который наблюдал за ними с высоты, спустился пониже и заговорил:

— Я знаю, как вам помочь. Вам все-таки надо подружиться. Тогда у Темноты будет друг, и она не будет так расстраиваться, а ты Тимошка перестанешь ее бояться. Мы ведь не боимся своих друзей! Так?

Темнота и Тимошка выслушали совет Месяца, и им показалось, что он прав.

— Ну, давай подружимся! — предложил мальчик.

— Давай! — согласилась Темнота и протянула ему свою руку, а Тимошка улыбнулся ей и протянул свою.

— А теперь мне домой пора, — сказал мальчик. — Ведь уже очень поздно. Мама переживает, я ведь всегда засветло возвращаюсь.

— А давай я тебя до дома провожу! — предложила Темнота.

И они пошли по улице, мальчик Тимошка и его подруга Темнота. И Тимошке было ни капельки не страшно. С тех пор Тимошка не боится темноты. Ему уже не нужно зажигать лампу, когда он ложится спать. А Темнота, когда спускается на Землю, всегда идет проведать своего друга.

— Здравствуй, друг, — говорит Темнота.

— Здравствуй, Темнота. Я так рад, что ты пришла! — отвечает Тимошка.

— Ну а теперь ложись спать, — говорит Темнота, — а я буду стоять рядом и отгонять плохие сны, если они вдруг будут приближаться к твоей кровати.

— Спасибо, Темнота, — говорит мальчик.

Тишина и покой окутывают его, словно теплое пуховое одеяло, он закрывает глаза и засыпает крепким безмятежным сном, а Темнота стоит рядом и сторожит сон своего друга.

Педагог. Ребята, как звали мальчика? Чего боялся Тимошка? А вы боитесь темноты? Почему Тимошка перестал бояться темноты? Кем оказалась темнота? Темнота была страшная? Что почувствовал Тимошка, когда подружился с Темнотой? Что вы чувствовали, когда слушали сказку?

• Рефлексия

Педагог. Вы бы хотели подружиться с Темнотой? Представьте себе Темноту — у всех она может быть разной. Какая у вас Темнота? Она вам нравится?

Ответы детей.

Педагог. Давайте подружимся с Темнотой! Закройте глаза, познакомьтесь с Темнотой. Подружитесь с ней, можно взять за руки, обняться. Страшно ли вам? Что вы сейчас чувствуете?

Ответы детей.

Педагог. Теперь попрощайтесь со своим новым другом. Откройте глазки.

Дети выполняют.

• Заключительная часть

Ритуал прощания

Педагог. Теперь попрощаемся друг с другом. Возьмемся парами и пойдем дружно в группу.

Источники

  1. Арт-терапевтические технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: учеб.-метод. пособие / Н. С. Баряева, К. А. Воронкина, П. А. Прищепова, Ю. А. Талавера; под общей ред. Л. Б. Баряевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2016. — 70 с.
  2. Библиопсихология и библиотерапия / ред. Н. С. Лейтес, Н. Л. Карпова, О. Л. Кабачек // Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: прил. к журн. «Шк. б-ка». — Сер. 1. — 2005. — Вып. 6—7 (сдвоенный).