Чем больше коллектив — тем сложнее объединять людей вокруг общих целей и задач. Без работы со смыслами это вряд ли удастся. Формулировать миссию и ценности компании важно и стартапам, особенно быстрорастущим. Поделюсь нашим опытом.
Меня зовут Дмитрий Махлин, я партнер и директор по развитию HRlink — сервиса кадрового электронного документооборота. За год штат компании вырос в 3 раза — с 80 человек в мае 2022 года до 240 в мае 2023-го. Тогда мы почувствовали, что пора искать смыслы, которые помогли бы нам объединять и мотивировать растущий коллектив.
От личной истории — к общей миссии
Миссия и ценности компании не должны быть надуманными, искусственно созданными. Они работают, когда отражают реальные идеалы сотрудников — не только основателя. Нужно нащупать общие ценности, которые помогают людям, как бы пафосно это ни звучало, совершать подвиги.
Искать смыслы мы отправились под Петербург, в загородный отель в Пушкине. Нас было 12 человек — это люди, которые стояли у истоков компании и знают ее ДНК. С нами было два модератора, их еще называют фасилитаторы (от английского to facilitate — «стимулировать, упрощать»). Важно, что они не имеют отношения к компании. Фасилитаторы помогают проводить рабочие встречи, следят за правилами и регламентом, помогают сконцентрироваться на целях.
Сразу разделились на две команды по шесть человек. На первом этапе рассказывали друг другу истории о том, как нам удавалось достигать каких-то целей. Не в формате кейса или отчета, а в виде сторителлинга — простыми словами, эмоционально и с рефлексией. В каждой истории пытались понять, что именно помогло достичь высоких результатов и было значимым для самого человека. Слушая, выписывали главные мысли. В итоге получили два списка с ключевыми факторами, вдохновляющими на успех.
Далее нам предстояло совместно выбрать из двух списков 5-7 главных определений, которые были бы общими для всех историй и участников. У нас получился такой шорт-лист:
- Кайф (от вызова)
- Страшно, но делать
- Вера (в себя, в результат, в хорошее)
- Нестандартные решения
- Готовность к изменениям
- Скорость
- Польза и забота
- Энергия (в команде и в людях)
- Фокус на цели
Это черновой список наших драйверов, из которых будем формировать ценности компании.
Добавляем эмоций
На втором этапе мы попытались визуализировать наши ценности. Перейдя к образам, мы смогли лучше прочувствовать эти смыслы, добавить им эмоций.
На рисунке первой команды — реактивный ранец символизирует наш стремительный рост, применение современных технологий, устремление в будущее — «в бесконечность и далее».
На рисунке первой команды — реактивный ранец символизирует наш стремительный рост, применение современных технологий, устремление в будущее — «в бесконечность и далее».
На рисунке второй команды — волна, и мы на ее гребне идем к светлому будущему, к острову с сокровищами.
Когда рисунки были готовы, каждый участник рассказывал, как он понимает изображение другой команды. Так рождались новые истории — драматичные, захватывающие и вдохновляющие. Оказалось, что обе картинки идеально отражают смыслы, которые мы выкристаллизовали на предыдущем этапе.
Кстати в процессе обсуждения картинок у нас родилось новое слово. Для нас одинаково важно приносить пользу клиентам и заботиться об их комфорте на каждом этапе сотрудничества — от продажи до поддержки. В итоге получилось слово «пользабота». И мы подписали так кораблик со второй картинки.
Миссия выполнима
На следующем этапе мы приступили к формированию миссии — это сущность, которая находится над ценностями. Каждая группа пыталась сформулировать, как понимает свою глобальную задачу в компании. Высказался каждый — никто не должен оставаться в стороне.
Здесь стоит отметить важную роль модераторов: они с профессиональной настойчивостью «вытаскивали из скорлупы» всех участников. Объясняли, что важно обозначить свое мнение вслух, иначе возникшие идеи не запомнятся и в дальнейшем потеряются в потоке других мыслей. А также уточняли, что на следующих этапах будет сложнее «отмотать» назад, если возникнет несогласие. Общая картина вырисовывается постепенно, шаг за шагом, и результат каждого этапа должен устраивать всех.
Мы долго и громко обсуждали, даже спорили. В итоге договорились, сформировали единое мнение и проголосовали за такой вариант:
Увлеченно создаем лучшие решения, соединяющие людей и компании.
С заботой о каждом освобождаем время для главного.
Мы – HRlink.
Дискуссии о страсти
На этапе формулировки миссии у нас возникла дискуссия по поводу слова «страсть». Мы довольно энергичные люди, и действительно подходим к задачам со страстью — делаем всё, чтобы добиться результата, «болеем» за каждый проект. Эту черту очень ярко и точно можно охарактеризовать словом «страсть».
Однако некоторые коллеги восприняли его двояко. Мы предположили, что и новые сотрудники могут неоднозначно понимать такую формулировку. Некоторых это может смутить. В итоге решили заменить «страсть» на что-то похожее, но более однозначное.
Наш технический директор — лингвист по образованию, накидал целый список синонимов. Из них мы долго выбирали наиболее подходящий вариант. Задумались над тем, а что именно мы хотим передать словом «страсть». Вокруг этого слова мы формировали фразу, передающую всю нашу энергию и вовлеченность в работу.
В итоге остановились на слове, в котором не так много энергии, как мы видели в «страсти». Однако оно наиболее точно передает атмосферу нашей кипучей деятельности. Это слово «увлеченно».
Внедрение ценностей
Миссия и ценности, которые мы сформулировали в этот день, очень точно отражают ДНК HRlink. Поэтому донести их до команды будет несложно — всё это естественно и привычно для нас. Но ценно, что мы смогли подобрать слова для того, что витало в воздухе. Это поможет новым сотрудникам быстрее адаптироваться в компании — к ее корпоративной культуре и поощряемой модели поведения. Либо — если ценности компании не окажутся близкими — не тратить свое время на нас.
Кстати, я веду Телеграм-канал, где рассказываю, как мы идем к своей главной цели. Размышляю в том числе о том, почему для таких прорывов компании нужны смыслы.
Буду рад, если поделитесь в комментариях — есть ли у вашей компании оформленные ценности, согласны ли вы с ними, и насколько их наличие важно лично для вас?