На протяжении почти что 15 лет в рядах отечественных ВКС имеется такая интересная машина, как Як-130. Создавался он в своё время для решения задач по обучению пилотов, однако за время его эксплуатации неоднократно поднимался вопрос - а что, если сделать из него полноценную боевую единицу, способную не только обучать, но и в случае необходимости взять на себя часть задач, выполняемых нашими ВКС?
Приветствую на канале!
И вот, на проходящем форуме "Армия" был представлен глубоко переработанный Як-130М. Честно говоря, изменений так много, что охватить всё в одном материале будет довольно трудно. Итак, обо всём по порядку и первое, что бросается в глаза - это полноценная радиолокационная станция. Многие удивятся, но на учебных самолётах, за некоторым исключением, не ставят РЛС. То есть ни о каких задачах по поиску целей на УБС и говорить нельзя. К сожалению, характеристики не озвучиваются, однако пару наблюдений сделать можно. Например, перед нами абсолютно новая РЛС, скорее всего модернизированный вариант представленной пять лет назад "БРЛС-130", корнями уходящей в далёкие 90-е. Новинка носит наименование "БРЛС-130Р" и визуально отличается от предшественника. О чём это говорит? Учитывая стремление разработчика разбавить роль "летающей парты" полноценным ударным функционалом, можно смело ожидать рост характеристик. Без чего-то запредельного, так как РЛС всё-таки малогабаритная, однако предшественник мог обнаружить цель с ЭПР 5 кв.м на расстоянии почти в 70 километров. Рискнём предположить, что модернизированная "БРЛС-130Р" сможет сделать то же самое, но уже в районе 100. Для УБС это неплохой вариант, но вести полноценный воздушный бой с серьёзным противником не получится. С другой стороны, МиГ-29 старых модификаций приземлить сможет, были бы ракеты. Учитывая открытую архитектуру БРЭО, каких-то ограничений здесь не наблюдается. В теории, можно хоть Р-37М прицепить, получая целеуказание от других машин.
Второе и очень важное дополнение в модернизации - это оптико-электронная станция. Штука на самом деле важная, и зачастую может справиться там, где РЛС не под силу. Например, во время охоты на крылатые ракеты, особенно если цель обладает сверхнизкой ЭПР и может быть обнаружена только благодаря факелу от двигателя. Яркий пример - это ирано-израильский эпизод, что мы могли наблюдать в апреле - тогда авиация сбивала дроны и КР в основном по тепловому следу, так как уверенно обнаруживать их своими РЛС на большой дистанции не представлялось возможным. Так что теперь и наш Як-130М способен оказать поддержку ВКС в аналогичном сценарии, да и не только. Третье дополнение - это бортовой комплекс обороны, представляющий собой адаптированную версию "Президента". Говорить об эффективности не будем, эта штука увела бессчётное количество зенитных ракет разного типа, просто отметим, что это крайне важное и необходимое нововведение, особенно с учётом будущего участия Як-130М в полноценных операциях. Собственно, а какие основные задачи будет выполнять модернизированная машина? Как нам кажется, упор в модернизации явно сделан на удары по наземным целям с применением крайне разномастного набора высокоточных средств, среди которых можно выделить несколько основных. Первыми идут УМПК в паре с УМПБ, коих на одной машине видится по 4 штуки в массе 250кг. Здесь также трудно что-либо рассуждать об эффективности, постоянные кадры МО и годы эксплуатации говорят сами за себя. Хороший, дешёвый и массовый инструмент.
Вторым наиболее перспективным вариантом видится Х-38, в той или иной модификации. Это уже гораздо более дорогая высокоточная ракета, бьющая без промаха. Всё благодаря ГСН, а точнее их вариативности - есть лазерная полуактивная, активная радиолокационная, пассивная, тепловизионная и так далее. Есть даже дешёвая модификация со спутниковым наведением, но ввиду наличия УМПК/УМПБ она вряд ли необходима. Так вот, ракета способна пролететь до 40 километров всего за минуту, так что уйти из-под удара вряд ли получится даже в случае обнаружения. Также с недавних пор циркулируют слухи о модернизации изделия, так как 40 километров маловато в нынешних реалиях, особенно когда есть риск словить перехватчик противника - дальность полёта поднимут практически в 2 раза, до 70 километров. По крайне мере такая информация касается версии с лазерной ГСН, работающей в паре с беспилотником. Кстати, на Як-130М обновят ещё и комплекс связи, так что взаимодействие с разведывательными дронами присутствует. Но вот чему беспилотная поддержка не понадобится, так это дальнобойным крылатым ракетам Х-59МК2 или Х-69. А что? Як-130М с одной такой ракетой является дешёвой альтернативой Су-57. Да, технологией "Стелс" он не обладает, но его габариты и без того невелики, так что большим ЭПР он не обладает изначально, и с дистанции в 300-400 километров его обнаруживать попросту нечем. Да и противнику какая разница, кто именно выпустил эту дальнобойную КР. В общем, касаемо вооружения у Як-130М всё ожидается весьма интересно, хотя на самой презентации имелся лишь стандартный набор от базовой версии, на который особо ориентироваться не стоит - он лишь для демонстрации.
В качестве итога хотелось бы поговорить про перспективы машины и её современный статус. Заявлено, что первый полёт ожидается уже в 2025, а на весь процесс разработки будет затрачено всего 3 года - учитывая объём работ, который мы обсудили лишь с точки зрения наиболее интересных нововведений, это довольно быстро. Скорее всего, рано или поздно, все имеющиеся в рядах ВКС машины, коих в районе 120 штук, в ходе планового ремонта пройдут и процесс модернизации. Это попросту необходимо, так как современные реалии раз за разом демонстрируют необходимость сильной и многочисленной авиации. И недорогой Як-130М - серьёзное тому подспорье.