Найти в Дзене
Свободный художник

Рисуем свободно

Частая проблема начинающих художников как в графике, так и в живописи — жесткая, как будто скованная линия или мазок. Рисунок теряет непринужденность, естественность форм. Нередко страдают и пропорции, и динамика жеста. Большинство считает, что художник должен уметь сразу же проводить четкую, уверенную линию, не внося в рисунок никаких особых правок. Пытаясь достичь этого, многие концентрируются, сжимают карандаш или кисть и получают в итоге прямо противоположный эффект. Движение, идущее от кисти, а не от плеча, чаще выходит дерганым и неровным. Такой результат может не просто разочаровать, но полностью парализовать творческую мышцу, внушить страх чистого листа. Важно понимать, что “точность линий настоящего художника” — это во многом миф. Редко кто может с первого раза провести линию идеально, это достигается лишь многолетней практикой, а лучший способ развить такую способность — рисовать свободно, легчайшими касаниями карандаша, как бы прощупывая очертания будущего рисунка. Рисуя св
Оглавление

Частая проблема начинающих художников как в графике, так и в живописи — жесткая, как будто скованная линия или мазок. Рисунок теряет непринужденность, естественность форм. Нередко страдают и пропорции, и динамика жеста.

Зачем учиться рисовать свободно

Большинство считает, что художник должен уметь сразу же проводить четкую, уверенную линию, не внося в рисунок никаких особых правок. Пытаясь достичь этого, многие концентрируются, сжимают карандаш или кисть и получают в итоге прямо противоположный эффект. Движение, идущее от кисти, а не от плеча, чаще выходит дерганым и неровным.

Такой результат может не просто разочаровать, но полностью парализовать творческую мышцу, внушить страх чистого листа.

Важно понимать, что “точность линий настоящего художника” — это во многом миф. Редко кто может с первого раза провести линию идеально, это достигается лишь многолетней практикой, а лучший способ развить такую способность — рисовать свободно, легчайшими касаниями карандаша, как бы прощупывая очертания будущего рисунка.

Посмотрите на этот набросок рук Леонардо да Винчи: в нем явно заметны "поисковые" линии, сделанные художником
Посмотрите на этот набросок рук Леонардо да Винчи: в нем явно заметны "поисковые" линии, сделанные художником

Рисуя свободно, вы

  • исследуете изображаемый объект
  • уточняете его форму, закладывая прочное основания будущего рисунка
  • простраиваете рисунок поэтапно, прорабатывая все его элементы как единое целое

Преимущества свободного рисования

Кажется, что, много раз проводя карандашом по одному и тому же месту, вы демонстрируете неуверенность. На самом деле это не так. Вы изучаете натуру, наносите легчайшие штрихи, на основании которых делаете затем осознанный выбор.

А вот набросок Густава Климта
А вот набросок Густава Климта

Не спеша углубляться в детали, действительно требующие более точных линий, вы рисуете от плеча, обозначая общие формы. Такой подход во-первых:

  • придает рисунку больше свободы и динамики, поскольку карандаш в вашей руке двигается раскованно и непринужденно
  • позволяет еще на самых ранних этапах построения рисунка заметить вероятные ошибки в пропорции и композиции, и легко исправить их, пока линии еще не набрали глубину и резкость

Как научиться рисовать свободно

Прежде всего это, конечно же, не зажимать карандаш в пальцах, а позволить ему более свободно лежать в ладони и направлять движение от плеча.

Рисовать от плеча — отличный способ научиться проводить длинные прямые линии.

Такой способ держать карандаш непривычен поначалу, но с практикой вы оцените его преимущества.

Постановка руки для художника
Постановка руки для художника
Второй секрет свободного рисования — до последнего не углубляться в детали.

Как только вы углубитесь в детали, вы потеряете общую картину, так что постарайтесь убедиться сперва, что все основные массы рисунка верно переданы и расположены на листе.

И, наконец, не бойтесь вспомогательных линий.

Если вы используете достаточно твердый карандаш, например, 2H, эти линии будут легко перекрыты при дальнейшей работе. И даже если вы рисуете линером или тушью, свободные, раскованные штрихи первоначальных набросков скорее украсят ваш рисунок, чем испортят его.

Раскрепощаем руку на практике

Для этого достаточно просто взять по-настоящему большой формат бумаги, например, А3 и рисовать большие объемы. Это может быть какой-то натюрморт из крупных объектов: вазы и пары книг. Или даже просто геометрическая постановка из кубов, шаров и цилиндров.

В идеале можно поставить или повесить лист вертикально, чтобы рисовать стоя. Тогда движение будет гарантировано идти от плеча, максимально раскрепощенно.

Не углубляйтесь в детали, следите, чтобы двигались не ваши пальцы, а вся рука, начиная от плеча, и очень скоро ваши рисунки приобретут необходимую легкость.

-4