Частая проблема начинающих художников как в графике, так и в живописи — жесткая, как будто скованная линия или мазок. Рисунок теряет непринужденность, естественность форм. Нередко страдают и пропорции, и динамика жеста. Большинство считает, что художник должен уметь сразу же проводить четкую, уверенную линию, не внося в рисунок никаких особых правок. Пытаясь достичь этого, многие концентрируются, сжимают карандаш или кисть и получают в итоге прямо противоположный эффект. Движение, идущее от кисти, а не от плеча, чаще выходит дерганым и неровным. Такой результат может не просто разочаровать, но полностью парализовать творческую мышцу, внушить страх чистого листа. Важно понимать, что “точность линий настоящего художника” — это во многом миф. Редко кто может с первого раза провести линию идеально, это достигается лишь многолетней практикой, а лучший способ развить такую способность — рисовать свободно, легчайшими касаниями карандаша, как бы прощупывая очертания будущего рисунка. Рисуя св