Это первая глава второй книги о медвежонке с заповедного острова. Первая книга выложена в одноименной подборке на этом канале. Главный герой пережил первую зиму и стал лончаком - медвежонком второго года жизни. В этом году его ждет немало приключений и огорчений.
Медведи умеют обманывать зиму. Половину из каждого прожитого года они спят в берлоге. Бушуют в лесу зимние вьюги, с грохотом, подобным выстрелу, трескаются от мороза толстые стволы дубов, берёз и осин, многие лесные жители ищут в это время скудное пропитание, зачастую балансируя на грани жизни и смерти. А медведи спокойно спят, потребляя накопленные за прошедшее лето жировые запасы. Тяжёлая зимняя жизнь леса их не коснулась, зима, шурша снегопадами, прошла мимо их берлог. Проспав всю зиму, из осени они попадают сразу в весну.
Однажды к вечеру влажное тепло мартовской оттепели сменилось легким заморозком. К ночи низкие тучи рассеялись, и на чёрном небе вспыхнула яркая россыпь звезд. К утру мороз окреп, и с восходом солнца морозный воздух заискрился множеством крохотных ледяных иголочек. Но они быстро исчезли, испарившись под солнечными лучами. Поднимаясь всё выше, солнце нагревало землю и стволы деревьев, насыщая воздух запахами прелого листа и влажной древесной коры. Серебристые барашки на иве и звонкий колокольчик синичьей песенки подтверждали близость весны.
Бодрящий морозный воздух проник в берлогу. Холодная струйка коснулась носа медвежонка, заставив его открыть глаза. Некоторое время он лежал неподвижно, вслушиваясь в дыхание спящей медведицы. После долгого сна он как бы заново осматривал своё жилище, привыкая к царящему в берлоге полумраку. Повернувшись в сторону входа, медвежонок с наслаждением вдыхал насыщенный весенними запахами воздух. Постепенно его сознание всё более прояснялось, а в памяти одна за другой возникали сцены событий прошлого года. Внутри него крепло предвкушение новых впечатлений и приключений, усиливая желание познавать этот мир.
Сейчас рядом с медведицей проснулся не маленький сеголеток, впервые высунувший нос из берлоги в прошлом году. Теперь это был лончак, медвежонок второго года жизни, прошедший первый этап медвежьей школы.
В прошлом году вместе с матерью он прошёл по лесам и болотам десятки, а то и сотни километров, умел преодолевать водные преграды, любил плавать, прекрасно лазил по деревьям. Он различал множество съедобных растений, знал вкус всех ягод, а также хорошо запомнил места, где их можно найти.
Медвежонок усвоил, что весной надо выходить на прибрежные песчаные гривы, где рано сходит снег и быстрее прогревается земля. Здесь раньше всего просыпаются муравейники и появляется первая зелень. Он узнал, что первая ягода, которую можно найти в это врем – клюква и растёт она на болоте. Она лежит прямо на мху, а потому собирать её надо аккуратно подбирая со мха губами. Самая вкусная, мягкая и слегка сладковатая клюква бывает весной, сразу же после схода снега. Осенью клюквы на болотах бывает больше, но она гораздо кислее и твёрже весенней. Летом на болотах созревает морошка, необычный вкус которой сначала удивил медвежонка. Черника появляется в разгар лета и растёт она в старых редкостойных ельниках, а также на кочках в сфагновых сосняках по краям болот. В тех же местах встречается голубика. Местами по закрайкам болот голубика бывает очень обильна, синеватой россыпью покрывая довольно высокие кустики, с которых её так удобно собирать, захватывая пастью целые веточки с ягодами и пропуская их между зубами.
Но самой вкусной и сладкой ягодой была малина, которая, к сожалению, встречалась здесь нечасто, также как брусника, поскольку ни вырубок, ни гарей, на которых растут эти ягоды, в заповеднике не было. Лесная земляника встречалась на лесных полянках. Но окружающий лес всё более смыкался, поглощая последние из них. Поэтому земляника, как и малина, была для медвежонка лакомством, которое ему удалось попробовать всего несколько раз.
Ближе к осени по опушкам созревала рябина. Её сладковато-горькими кистями можно было довольно быстро набить полный живот. Вот только стаи дроздов и свиристелей не давали медведям питаться ей долго, быстро сметая даже самый обильный урожай. Знал медвежонок и более сладкую, чем красная, черноплодную рябину, растущую в заброшенных садах у человеческих поселений. Кормиться ей удавалось лишь в самое глухое время ночи, опасаясь встречи с людьми.
Медвежонок помнил, что на прибрежных мелководьях к осени разрастается сочная зелень земноводных растений, таких как стрелолист, жерушник, омежник, поручейник, дербенник иволистный, рдест земноводный и множества других, которых медведи в больших количествах ели до самой поздней осени. А на лесных опушках и пока ещё не заросших полянах встречаются заросли сныти, купыря, куртины сочного дудника и обыкновенного борщевика. Его морковный аромат так нравился медвежонку, что найдя это растение, он старался добраться до его корня, выкапывая его двумя когтями второго и третьего пальцев передней лапы. Но и самые обычные травы, такие как лисохвост или тимофеевка, медведи с удовольствием потребляли, срывая их сочную зелень целыми пучками справа и слева от линии своего хода. Ели они и листья осок в прибрежной зоне, предпочитая правда, не загрубевшие и жёсткие, а свежие и молодые.
Лесные и прибрежные травы, наравне с ягодами, были основной пищей медведей, и медвежонок, пройдя первый этап своего обучения, хорошо знал, где их можно найти.
За прошедшее лето он узнал, где находятся самые обильные ягодники, запомнил множество съедобных и вкусных растений и хорошо представлял, где они растут.
А ещё он научился добывать и ловить различную мелкую живность, от муравьёв и личинок жуков до ящериц и полёвок. Он хорошо лазал по деревьям, неплохо ориентировался в лесу днём и ночью, и помнил все те угодья, через которые прошёл с матерью прошлым летом. Но особенно он любил плавать, и купание было одним из самых любимых его занятий.
Помимо накопленного опыта, медвежонку помогали его наследственные программы, доставшиеся ему от многих тысяч предшествующих поколений. Одна из них предостерегала его от контактов с крупными живыми объектами. Порожденный инстинктами страх спас ему жизнь при встрече с крупным медведем-самцом. Хотя этот медведь и был его биологическим отцом, но опасен для медвежонка он был не менее, чем чужой медведь, и инстинкт предупредил медвежонка об этом. Страх перед крупными живыми объектами, спасая медвежонка от опасности встречи с крупными самцами, в то же время препятствует проявлению его хищнических наклонностей. Именно поэтому за время совместной жизни с матерью медвежонок уроков охоты на других зверей не получал и такого опыта не имел. Но вкус добытого медведицей мяса и найденной ей падали он знал, поскольку в поедании материнской добычи участвовал с ней наравне.
Медвежонок пока ещё не представлял свою жизнь без матери-медведицы. Будучи единственным её детёнышем, он не имел братьев и сестер, у него никогда не было партнёров для игр. Мать была его единственным другом, помощником и защитником. Во всех жизненных ситуациях он полагался только на неё и знал, что она всё сделает для его защиты в этом сложном и опасном мире.
Проснувшись раньше матери, медвежонок ещё несколько дней лежал в берлоге, не покидая её. Он ворочался с боку на бок, облизывал свои лапы, снимая слои шелушащейся кожи, иногда копал подстилку, или дремал, ненадолго засыпая.
Но однажды на рассвете, когда прохлада апрельского утра проникла в берлогу, он не выдержал, и выбрался наружу. Перед ним вновь предстал весенний лес, полный чудесных запахов и звуков. Теперь этот мир был ему хорошо знаком. Стоя у чела берлоги, он с наслаждением вдыхал весенний воздух, улавливая в его струях множество знакомых ароматов, узнавая их и радуясь каждому, как радуются люди старому знакомому, встреченному после долгой разлуки.
Спустя неделю проснулась и медведица. Как и в прошлом году, выходить из берлоги она не спешила. Надо полагать, голод её не мучил, а потому она не стремилась сменить своё сухое и теплое жилище на скитания по сырому весеннему лесу.
Первые дни медведица, сделав небольшой круг, возвращалась в берлогу. Но по мере того, как её кишечник восстановил свою работу благодаря ограниченному и весьма умеренному потреблению не слишком съедобных вещей, таких как кора, мох и лишайники, у медведицы проснулся аппетит.
Окончательно медведи покинули берлогу в середине апреля, когда снег в лесу растаял. В этом году они долго по острову не бродили. Медвежонок был уже большим и воды не боялся. Преодолев протоки между чередой мелких островов, уже в начале мая медвежья семья перешла на коренной берег.
В основе рассказов о медвежонке с заповедного острова - реальные знания о медведях, полученные сотрудниками Дарвинского заповедника, а также многими отечественными специалистами-зоологами и охотоведами. Рассказы о жизни медведицы с медвежонком художественные по форме, но научно-достоверные по содержанию. Предыдущие рассказы можете найти в подборке "Медвежонок с заповедного острова" на этом канале.
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал! Здесь вы найдете информацию о реальных, а не мифических медведях и других обитателях нашей природы.