Найти в Дзене
В Сербию с кошкой

Пароход «Святитель Николай» - музей в Красноярске. Как там все устроено

Люблю музеи в виде кораблей. Как где стоит кораблик на приколе и походить по нему можно — я здесь! И Тоха разделяет! Или это я разделяю его увлечение «история-география-корабли»? И опять он меня поправляет: не корабль, а судно! Всем привет! Меня зовут Люся. Я учусь в медицинском колледже и подбираю себе место пожить в юности. Когда-то пароход «Святитель Николай» был самым быстроходным на Енисее и ходил от города в обе стороны. Это я уже писала в предыдущей статье, но повторюсь для тех, кто не читал. Ходил он по маршруту Минусинск — Красноярск — Енисейск, поскольку плотины Красноярской ГЭС тогда еще не было и ничто ему не мешало. Хотя плотина — это хорошо. Это электричество. Енисей — река очень быстрая и, как говорят современные капитаны, самая сложная для судоходства в России. Если сейчас сложная, то что было сто лет назад? Начнем с того, что это именно пароход. Не теплоход, который имеет дизель. А пароход, под котлом которого в огромных количествах жгут дрова, их жар греет воду, а под

Люблю музеи в виде кораблей. Как где стоит кораблик на приколе и походить по нему можно — я здесь! И Тоха разделяет! Или это я разделяю его увлечение «история-география-корабли»? И опять он меня поправляет: не корабль, а судно!

Реконструкция матросского кубрика. Здесь отдыхали до 30 человек по очереди!
Реконструкция матросского кубрика. Здесь отдыхали до 30 человек по очереди!

Всем привет! Меня зовут Люся. Я учусь в медицинском колледже и подбираю себе место пожить в юности.

Когда-то пароход «Святитель Николай» был самым быстроходным на Енисее и ходил от города в обе стороны. Это я уже писала в предыдущей статье, но повторюсь для тех, кто не читал. Ходил он по маршруту Минусинск — Красноярск — Енисейск, поскольку плотины Красноярской ГЭС тогда еще не было и ничто ему не мешало.

Хотя плотина — это хорошо. Это электричество.

Енисей — река очень быстрая и, как говорят современные капитаны, самая сложная для судоходства в России. Если сейчас сложная, то что было сто лет назад?

Новейшая по тем временам и супер прогрессивная машина парохода
Новейшая по тем временам и супер прогрессивная машина парохода

Начнем с того, что это именно пароход. Не теплоход, который имеет дизель. А пароход, под котлом которого в огромных количествах жгут дрова, их жар греет воду, а поднимающийся над водой пар заставляет работать машину. Машина передает крутящий момент на два огромных колеса. Колеса снабжены плоскими досками — плицами — и наполовину погружены в воду. При вращении плицы отталкиваются от воды (как весла) и заставляют пароход двигать вперед со скоростью 4 узла.

Колесо, вид изнутри парохода. Видны плоские дощечки - плицы. Из-за характерного звук, который они издают при работе, люди называли пароход "шлепальником"
Колесо, вид изнутри парохода. Видны плоские дощечки - плицы. Из-за характерного звук, который они издают при работе, люди называли пароход "шлепальником"

Уф, одолела технический момент!

Тоха мной гордится)

Дров нужно было много. Очень много. На день пути два вагона дров. Грузить их на пароход в полном объеме — значило превратить «Святитель Николай» из пассажирского судна в судно для перевозки дров.

Топливо для парохода. Сложено на палубе
Топливо для парохода. Сложено на палубе

Поэтому дров грузили немного, но на всем протяжении маршрута по берегам складировали запас дров. Откуда брались эти склады? Это была повинность местных крестьян — обеспечивать пароход дровами.

Специальные дровяные носилки
Специальные дровяные носилки

За день раз двадцать пароход останавливался, бросал якорь, и матросы загружали новые дрова. Чтобы опустить или поднять якорь, существовал вот такой шпиль. В его выемки вставляли палки — вымбовки — и с их помощью шпиль вращали. Якорная цепь или наматывалась, или разматывалась.

Толстая металлическая штука слева - это шпиль. А вымбовки - те белые палки, которые укреплены по борту справа
Толстая металлическая штука слева - это шпиль. А вымбовки - те белые палки, которые укреплены по борту справа

Чувствуете, каково жилось на пароходе матросам?

А это трап для схода матросов и пассажиров на берег. Снабжен багром, чтобы можно было за что-то зацепиться
А это трап для схода матросов и пассажиров на берег. Снабжен багром, чтобы можно было за что-то зацепиться

Зато ночью пароход стоял. Фонарей и витрин в лесу нет, темнота полная, русло не исследовано, а еще мог подняться туман. И капитан, опасаясь сесть на мель, приказывал поставить судно на якорь.

И все, включая капитана, отдыхали до утра.

Колеса в парохода оказались не слишком большими. Большие — это в фильмах «Приключения Гекльберри Финна» или в австралийском сериале «Все реки текут» (посмотрите, если любите слезовышибательное на фоне однообразной природы»)

Устройство парохода было таким, что прямо перед штурвалом стояла высоченная дымовая труба. Поэтому штурвал сделан необычно огромным и притом двойным. В результате за ним всегда стояли два матроса по диагонали и вращали его вместе. А поскольку они стояли не прямо перед штурвалом, а по бокам от него, обзор был для них вполне приличным.

-8

Кстати, сейчас штурвал окружен стенами. О ту пору над ним был только навес. Матросов со всех сторон продувало енисейскими ветрами. Представьте, в октябре?

А почему капитанский мостик так называется? На «Святителе Николае» мне это стало понятно. Действительно, небольшие мосты с двух сторон от рубки. Опять же, в те времена никаких стен у мостиков не было. Открытое место с хорошим обзором во все стороны. Капитан проводил на мостике весь день.

Капитанский мостик. Их два по обе стороны от рубки
Капитанский мостик. Их два по обе стороны от рубки

А пассажиры третьего класса весь день (и всю ночь) проводили на палубе и ели свои сухари, у кого они были. К их услугам, правда, был титан, гревшийся от того же котла, что и машина.

Титан для пассажиров
Титан для пассажиров

Что еще интересного нашли на пароходе. Здесь имеется выставка живописи местных художников. Реконструкция матросского кубрика и небольшой музей, среди экспонатов которого выставлена модель шлюпа «Крузенштерн».

Хотите побывать на таком пароходе?

Традиционная фотозагадка. Уровень 1 (легкий)

Что за животное на фото?

-11

Ответ на фотозагадку предыдущей статьи.

На фото лама (американский безгорбый верблюд, на котором даже можно возить грузы)