Люблю музеи в виде кораблей. Как где стоит кораблик на приколе и походить по нему можно — я здесь! И Тоха разделяет! Или это я разделяю его увлечение «история-география-корабли»? И опять он меня поправляет: не корабль, а судно!
Всем привет! Меня зовут Люся. Я учусь в медицинском колледже и подбираю себе место пожить в юности.
Когда-то пароход «Святитель Николай» был самым быстроходным на Енисее и ходил от города в обе стороны. Это я уже писала в предыдущей статье, но повторюсь для тех, кто не читал. Ходил он по маршруту Минусинск — Красноярск — Енисейск, поскольку плотины Красноярской ГЭС тогда еще не было и ничто ему не мешало.
Хотя плотина — это хорошо. Это электричество.
Енисей — река очень быстрая и, как говорят современные капитаны, самая сложная для судоходства в России. Если сейчас сложная, то что было сто лет назад?
Начнем с того, что это именно пароход. Не теплоход, который имеет дизель. А пароход, под котлом которого в огромных количествах жгут дрова, их жар греет воду, а поднимающийся над водой пар заставляет работать машину. Машина передает крутящий момент на два огромных колеса. Колеса снабжены плоскими досками — плицами — и наполовину погружены в воду. При вращении плицы отталкиваются от воды (как весла) и заставляют пароход двигать вперед со скоростью 4 узла.
Уф, одолела технический момент!
Тоха мной гордится)
Дров нужно было много. Очень много. На день пути два вагона дров. Грузить их на пароход в полном объеме — значило превратить «Святитель Николай» из пассажирского судна в судно для перевозки дров.
Поэтому дров грузили немного, но на всем протяжении маршрута по берегам складировали запас дров. Откуда брались эти склады? Это была повинность местных крестьян — обеспечивать пароход дровами.
За день раз двадцать пароход останавливался, бросал якорь, и матросы загружали новые дрова. Чтобы опустить или поднять якорь, существовал вот такой шпиль. В его выемки вставляли палки — вымбовки — и с их помощью шпиль вращали. Якорная цепь или наматывалась, или разматывалась.
Чувствуете, каково жилось на пароходе матросам?
Зато ночью пароход стоял. Фонарей и витрин в лесу нет, темнота полная, русло не исследовано, а еще мог подняться туман. И капитан, опасаясь сесть на мель, приказывал поставить судно на якорь.
И все, включая капитана, отдыхали до утра.
Колеса в парохода оказались не слишком большими. Большие — это в фильмах «Приключения Гекльберри Финна» или в австралийском сериале «Все реки текут» (посмотрите, если любите слезовышибательное на фоне однообразной природы»)
Устройство парохода было таким, что прямо перед штурвалом стояла высоченная дымовая труба. Поэтому штурвал сделан необычно огромным и притом двойным. В результате за ним всегда стояли два матроса по диагонали и вращали его вместе. А поскольку они стояли не прямо перед штурвалом, а по бокам от него, обзор был для них вполне приличным.
Кстати, сейчас штурвал окружен стенами. О ту пору над ним был только навес. Матросов со всех сторон продувало енисейскими ветрами. Представьте, в октябре?
А почему капитанский мостик так называется? На «Святителе Николае» мне это стало понятно. Действительно, небольшие мосты с двух сторон от рубки. Опять же, в те времена никаких стен у мостиков не было. Открытое место с хорошим обзором во все стороны. Капитан проводил на мостике весь день.
А пассажиры третьего класса весь день (и всю ночь) проводили на палубе и ели свои сухари, у кого они были. К их услугам, правда, был титан, гревшийся от того же котла, что и машина.
Что еще интересного нашли на пароходе. Здесь имеется выставка живописи местных художников. Реконструкция матросского кубрика и небольшой музей, среди экспонатов которого выставлена модель шлюпа «Крузенштерн».
Хотите побывать на таком пароходе?
Традиционная фотозагадка. Уровень 1 (легкий)
Что за животное на фото?
Ответ на фотозагадку предыдущей статьи.
На фото лама (американский безгорбый верблюд, на котором даже можно возить грузы)