Разбирая фильм Юрия Мамина «Окно в Париж» (1993) я, конечно же, вспомнила ностальгирующего эмигранта в исполнении Андрея Урганта. Напомню, что этот сытый человек жаловался на бездуховность французов, их приземлённость, да и вообще на скудную в плане впечатлений жизнь на Западе. Хотелось туда, в Питер, где спорили и говорили о прекрасном.
Когда же главный герой исполняет мечту эмигранта, предоставляя ему ту самую парадную (в смысле – подъезд), ностальгии, как не бывало. Верните всё взад! И получается, что всё-то его устраивало в буржуазном Париже с его земными наслаждениями. В связи с этим фрагментом захотелось побеседовать о другом персонаже той же эпохи – о Тане Зайцевой из «Интердевочки» (1989).
Она тоже, по мнению авторов, ностальгировала по родному Ленинграду и даже завела дружбу с дальнобойщиком-международником Виктором, ибо он ей напоминал её город, улицу, дом, людей. Многим кажется, что Зайцева – не такая уж бяка, раз умеет тосковать по родине. Дамочка слонялась по Стокгольму, не находя себе места и даже немного задружилась с такой же бывшей «ночной бабочкой».
Сидели на лавочке – пели грустную песнь. А ностальгия ли это? Представим, что фру Ларсен бросила своего Эдварда и всю его Швецию и рванула обратно, к милым её сердцу (как выяснилось) брегам Невы. То, от чего она смоталась. И, как тот персонаж Андрея Урганта, она бы возопила: «Опять эта обшарпанность, эти очереди, эта серость! Как тут можно жить?!»
Для неё всё в Ленинграде было таковым – она, будучи примитивной, видела только отсутствие деликатесов в гастрономе. Ей были неинтересны музеи, например. Удивительно примитивный и скучный человек, причём она тоскливая и в повести, и в фильме. Авантюристка с унылой и постной физиономией. Адреналино-зависимая тётка, которой «вкусно» жить только в моменты опасности или на пике ощущений.
Итак, Ленинград – малопривлекателен для Таньки. Столь же неинтересна ей оказалась Швеция, просто первое время мадам активно отоваривалась и насыщалась, а когда наелась и приоделась, то стало невесело. Цель, к которой стремилась пyтана, оказалась не такой уж увлекательной. Да, а что было у Зайцевой, если не ностальгия? Недовольство собой и обстоятельствами.
Точнее, собой в тех обстоятельствах. Тогда наша услужливая психика предлагает светлые моменты – или в будущем или в прошлом. Для грёз о будущем у Таньки нет ресурса, остаётся прошлое, как и у того героя из «Окна в Париж». Опять же, в Ленинграде она была охотницей за бриллиантами, а в Стокгольме – обыкновенная домохозяйка, у которой отсутствует даже хобби. Отсюда - идеализация того, что было раньше.
Zina Korzina (c)