Алина и Сергей решили купить квартиру в ипотеку после трех лет совместной жизни – устали мотаться по съемным.
- Платить все равно примерно столько же придется, - рассудил Сергей. – А так хотя бы за свою будем платить, а не чужому дяде в карман.
Алина с его доводами согласилась. В ближайшем будущем они планировали детей, и жить и дальше не на своей жилплощади не хотелось.
Недовольной осталась только Ирина Михайловна, мать Сергея. Вообще, отношения со свекровью у Алины были отличные: они не ссорились, не конфликтовали, впрочем, и общались тоже немного, разве что по праздникам да в дачный сезон, когда они иногда приезжали помогать ей с огородами. Но за работой разве до бесед? То прополоть, то окучить, то полить, то во фруктовом саду у деревьев ветки отпилить, то вскопать очередную грядку… Не находилось как-то времени на разговоры.
Алина такому положению дел была даже чуть-чуть рада – как говорится, любовь к родственникам измеряется километрами. Да и историй от подруг наслушалась таких, что волосы на голове шевелились: чего только матери мужей не вытворяли. Ее свекровь, конечно, фортеля не выкидывала, но…
- Зачем лезете в рабство? – сдвинув брови, спросила Ирина Михайловна, едва услыхав про ипотеку. – Некуда деньги девать?
- А что, нам с тобой жить? – деланно удивился Сергей. – Будем друг у друга на голове сидеть в твоей однушке. Еще и ребенка принесем, вообще весело будет.
- Ребенка? – Ирина Михайловна приоткрыла от изумления рот. – Вы еще и ребенка хотите завести?
- Хотим, - кивнула Алина. – Все-таки уже три года вместе.
- В общем, мы берем квартиру, - закончил Сергей. – Мы у тебя не разрешения спросили, а просто планами поделились.
Свекровь помолчала, встала с дивана, походила по комнате, заложив руки за спину, посмотрела перед собой задумчивым взглядом. Вздохнула тяжело, будто бы обреченно:
- Ну… что ж поделать тут. Решили, так решили. Значит, буду вам помогать.
- Зачем? – поморщился Сергей. – Мы и сами справимся.
Ирина Михайловна вскинула голову.
- Угу, это вы так думаете, что справитесь. А потом как сядете на мель, и будете на гречке и хлебе жить, чтоб иметь возможность вносить платежи. Не хватало только!
Алина с Сергеем переглянулись, поняли друг друга без слов: мол, ну хочется ей, пусть помогает, посмотрим еще, что это будет за помощь.
Деньги на первый взнос у них уже были – предусмотрительно откладывали почти полтора года. Квартира нашлась быстро, одобрение пришло тоже быстро, и они принялись на оформление нужных документов. И все это время свекровь сокрушалась: мол, долг, он и в Африке долг, пусть он будет составлять даже десять рублей.
- Они и рубля не простят, - с видом знатока утверждала она. – Вот, был случай как-то у Светланы, она задолжала банку сто пятьдесят рублей. Ну, просто забыла внести по кредиту, с кем не бывает. Так они стены изрисовали ужасными рисунками, и…
- Мам, хватит. – Сергей глядел на нее с осуждением в серых глазах. – Ты что, криминальные сводки любишь смотреть? С твоими фантазиями тебе только детективы писать.
- Ну вот увидишь, так все и будет, - стояла на своем Ирина Михайловна. – Это вы сейчас смеетесь. А дальше плакать будете.
- Не накликайте, - серьезно сказала Алина, хотя внутри смеялась, как сумасшедшая. Это ж надо такого понавыдумывать! То ли паранойя, то ли еще что-то такое; но в любом случае, нормальному человеку подобное и в голову не придет.
- Буду вам помогать, - повторила Ирина Михайловна и поджала губы, словно делала великое одолжение.
Но вся ее помощь выражалась ровно в тысяче рублей раз в месяц, а то и два. Алина усмехнулась про себя. А разговоров-то было, как будто тысяч сто будет давать, не меньше! Она с молчаливого согласия Сергея отложила купюру в белый конверт и спрятала в ящик стола.
***
Ипотеку они выплатили за пять с половиной лет – всегда вносили чуть ли не в два раза больше. Правда, и работать тоже пришлось в два раза больше, буквально на износ, но ведь у них была четкая цель, достичь которую нужно было непременно. Поэтому Алина ни о чем другом и не думала, сосредоточилась только на кредите. Каждый месяц скрупулезно пересчитывала, сколько уже внесено и сколько еще осталось.
В конце концов они оба, и Алина, и Сергей взяли еще и подработку – нужно было напрячься и сделать последний рывок. Оставалась уже меньшая часть общей суммы.
- Я уже так устала, - жаловалась Алина. – Почти пять лет без продыху пашем, как два коня тягловых… Но зато мы молодцы! Мы крутые тягловые кони! – И добавляла всякий раз, молитвенно сложив ладошки: - Обещай, что как только все выплатим, поедем в Таиланд! Я ужасно соскучилась по морю, по отдыху!
- Обещаю, – торжественно клялся Сергей. – Просадим по две наших зарплаты, но отдохнем на полную катушку. Я сам уже почти выбился из сил, но мы и правда большие молодцы.
«Помощь» Ирины Михайловны они все так же складывали в конверт, в котором накопилась уже значительная сумма – шестьдесят четыре тысячи. Алина планировала вернуть их свекрови ровно в тот день, когда будет внесен последний платеж – чтобы она знала, что никакой ее доли в заработанной потом и кровью квартире нет.
- Как будете отмечать великое событие? – поинтересовалась свекровь за два месяца до закрытия кредита. – Поедете куда-то?
- Да, - кивнула Алина. – Планируем в Таиланд.
- М-м, понятно. Надолго?
- Посмотрим, - ответил Сергей. – Но не меньше, чем на две недели.
Ирина Михайловна посмотрела сперва на него, потом на Алину.
- А дача? Мне помощь требуется… Вы же все это время постоянно на работах были, а я одна не справляюсь. Там уже и деревья подрезать нужно, и огород в порядок приводить.
- Потом, - отмахнулся Сергей. – Ты же сама видишь, какие у нас обстоятельства.
- Вижу, - капризно протянула свекровь. – Но я же вам помогала! А вы мне?..
Алина улыбнулась. Ирина Михайловна с таким серьезным видом произнесла слово «помогала», будто действительно внесла какую-то значительную лепту в покупку квартиры, будто не меньше половины оплатила – с таким пафосом и гордостью. Аж смешно. И противно одновременно. Хорошо, что они с самого начала откладывали ее деньги, а то в долговой яме и правда бы оказались – правда, перед Ириной Михайловной, а не перед коллекторами или бандитами. Причем вряд ли получилось бы отдать тот долг деньгами.
Глаза свекрови вдруг вспыхнули.
- А знаете, что? Вы вот в Таиланд едете отдыхать, а я в санаторий на море хочу. На заграницы ваши мне до лампочки, на наш курорт хочу, там хоть все по-русски говорят.
Сергей поднял на нее глаза, пожал плечами.
- Ну, хочешь, значит, будет тебе санаторий. – Он выудил из кармана белый конверт и положил перед ней на стол. – Вот. Тут все твои деньги. Мы ни копейки не взяли.
- Какие мои деньги? – изумленно пробормотала Ирина Михайловна.
- Те, которые ты на платежи по ипотеке давала, - пояснил Сергей. – Все до последнего гроша откладывали.
По щекам Ирины Михайловны поползли пунцовые пятна, и без того тонкие губы вытянулись в ниточку.
- И что вы предлагаете?.. Я что-то не понимаю ничего.
- Ну как это – что? – заулыбалась Алина. – Там целых шестьдесят четыре тысячи, на санаторий хватит с лихвой. Мы вам заранее забронируем место, купим билеты, это будет подарок от нас. А на проживание и питание в санатории у вас деньги есть.
- А зачем вы откладывали мою помощь? – никак не могла понять Ирина Михайловна. – На кой мне эти деньги? Нет, что-то тут не так!
- Все тут так, - терпеливо ответил Сергей. – Решили просто тебя лишний раз не напрягать. Мы, как видишь, и сами справились.
Свекровь молча переводила взгляд с Сергея на Алину, снова и снова открывала рот, чтобы что-то сказать, но запиналась, умолкала. Потом схватила конверт, открыла его и демонстративно, с видом оскорбленной королевы пересчитала шелестящие купюры. Молча встала и спрятала конверт в выдвижной ящик письменного стола.
- Вот так вы со мной? – наконец сказала она. – Я вам от всего сердца, а вы?.. От себя отрывала! А вы вот как! Фу, не нужна нам твоя помощь!
Она обиженно отвернулась к окну, передернула плечами. Сергей тяжело вздохнул.
- Мам, хватит. Мы тебе твои деньги сохранили, а ты недовольна.
- А чему мне быть довольной? – И вдруг ее словно прорвало и наружу полилась вся правда: - Я-то думала, что ты, Сережа, сестре своей долю выделишь. У нее ребенок, а про ее отношения с мужем ты и сам знаешь: постоянно на грани развода. Если что, они куда переедут? Ко мне, в малосемейку мою? И где мы тут размещаться будем?
Алина озадаченно молчала. Вот оно, оказывается, как! Вот с какой целью была навязана эта «помощь» - чтобы потом требовать вселить в их квартиру золовку с ребенком! Хитро придумали – за шестьдесят четыре тысячи обзавестись собственными квадратными метрами! Только вот план изначально провальный был. Никто бы Насте долю выделять и не подумал, еще чего не хватало!
- А почему мы с Алиной должны о Настиной семье думать? – спросил Сергей. – Они взрослые люди, сами должны разобраться. Почему они тоже ипотеку не возьмут? При разводе поделят да и все.
Ирина Михайловна поморщилась, махнула рукой.
- Ой, какая там ипотека, я тебя умоляю. Все деньги спускают… где подешевле, не ищут, одежду ребенку дорогую покупают, продукты дорогие, не экономят совсем. То доставка у них, сами и не сходят в магазин, то рестораны да кафе. Какая тут ипотека?
Сергей с Алиной переглянулись.
- А это что, наше дело?
- А тебе до сестры и дела нет, да? – вскинулась Ирина Михайловна. – Пусть она хоть в приют для бездомных идет!
- Почему Настя сама о себе позаботиться не может?.. Она же взрослая женщина уже!
- Родственникам нужно помогать! – гнула свое свекровь. – Оставишь ее на улице, да?
- Нет, не оставлю. Но и за счет своей семьи ее жильем обеспечивать не стану. Пусть сама думает, где ей жить в случае чего. Да и вообще, – его тон чуть смягчился, - они пока не развелись. На грани, но живут же как-то. Поссорились, помирились… В общем, я об их жилищных проблемах думать не хочу и не обязан.
Ирина Михайловна театрально схватилась за сердце, упала на диван и откинулась на спинку.
- Не ожидала я от тебя, Сережа. От жены твоей еще и не того ждать приходится, но чтобы ты… вот так… сестру бросил на улице с ребенком… не так я тебя воспитывала!
- Как воспитывала, так и воспитала, - жестко ответил Сергей. – Еще раз повторяю, последний раз: думать о Настиной семье я не буду, у меня своя есть. И больше эту тему я поднимать не намерен.
***
Следующие два месяца они не общались совсем. Ирина Михайловна не звонила демонстративно, Настя тоже пропала с радаров и не выходила на связь. И только когда Сергей сообщил им о положительном тесте на беременность у Алины, они приехали. Привезли тортик и распашонки с пинетками – будто ничего и не произошло. Настя преувеличенно радовалась и так и норовила погладить Алинин еще плоский животик.
- Желаю, чтоб родился мальчик, - высокомерно бросила свекровь. – Наследник чтоб.
«Наследник чего?» - чуть было не спросила Алина, но сдержалась. Раздувать ссоры ей, как и прежде, не хотелось. Лучше спокойно посидеть в семейном кругу, обсудить радостную новость и пообщаться.
---
Автор: Саша З.