Учит-учит Петя (Маша, Дима, Катя...) падежи, а с окончаниями существительных по-прежнему не всё хорошо.
И хоть в 3 кл. ученик, хоть в 9 - ошибки одни и те же.
Сегодня в Telegram разбирали склонение существительных и правописание падежных окончаний.
Давайте и здесь вспомнить самое главное.
📌 Просклонять – это изменить существительное единственного и множественного числа по падежам.
При склонении у существительных меняется окончание.
- 📌 В русском языке 6 падежей: именительный (кто? что?), родительный (кого? чего?), дательный (кому? чему?), винительный (кого? что?), творительный (кем? чем?); предложный (о ком? о чём?)
Чаще всего допускают ошибку в родительном, дательном и предложном пад. --> Е/И в окончании ед.числа
📌 Род существительного и его падежное окончание в единственном числе определяют тип склонения. Выделяют 3 склонения существительных ⤵️
📍 К 1 скл. относятся существительные МУЖСКОГО, ЖЕНСКОГО и ОБЩЕГО рода с окончанием А(Я) в именительном падеже: весна, дорога, папа, дядя, ябеда, плакса
📍Ко 2 скл. относятся существительные МУЖСКОГО рода с нулевым окончанием и СРЕДНЕГО рода с окончанием О(Е) в именительном падеже: стол, конь, окно, поле
📍К 3 скл. относятся существительные ЖЕНСКОГО рода с нулевым окончанием и Ь на конце слова: сирень, дочь, морковь.
📍Особняком стоят существительные, условно относящиеся к 1 и 2 скл., с концовкой -ИЯ в ЖЕНСКОМ роде(Мария, лекция,талия), -ИЙ в МУЖСКОМ роде (Виталий, гербарий) и -ИЕ в СРЕДНЕМ роде (растение, мгновение).
📍Особую группу составляют РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ существительные, которые сочетают падежные окончания 2 и 3 склонения.
К ним относятся 10 существительных СРЕДНЕГО рода на -МЯ (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, темя, семя, стремя), а также существительные путь и дитя.
📍Кроме того, есть НЕСКЛОНЯЕМЫЕ существительные,
которые не склоняются, то есть не изменяются по падежам (кашне, кофе, пальто, Сочи, Дюма, СМИ).
📌Самыми трудными для выбора гласной в ЕД.ЧИСЛЕ являются 3 падежа: Р.п., Д.п., П.п.
📌Для удобства работы и запоминания окончаний существуют ТАБЛИЦЫ СКЛОНЕНИЯ ⤵️
📌У разносклоняемых существительных СРЕДНЕГО рода на - МЯ в косвенных падежах (все, кроме именительного) добавляется суффикс -ЕН-
●времЕНи, имЕНи...
〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️
Потренируемся вместе❓️
☀️В кармашк... у Машк... цветные бумажки.
● в кармашк❓️ --> ставим слово в именительный падеж --> определяем склонение
📍кармашек - мужской род с нулевым окончанием ➡️ это 2 скл.
--> определяем падеж, в котором сейчас слово (в чём?) ➡️ предложный падеж
--> смотрим на пересечение склонения и падежа в первой таблице ➡️ пишем Е
〰️〰️〰️〰️
у Машк❓️(Машка - ж.р. с окончанием А ➡️ 1скл.; в родительном падеже; на пересечении скл. и падежа И ⤵️
В кармашкЕ у МашкИ
☀️Около станци[❓️] рос куст
сирен[❓️].
Станция -> ж.р., на -ИЯ; стоит в родительном падеже ➡️ у сущ. на -ИЯ во всех ошибкоопасных падежах пишется И.
Сирень --> ж.р., 3 скл., стоит в родительном падеже (куст чего?) ➡️ у сущ.3 скл. во всех ошибкоопасных падежах пишется И.
Около станциИ рос куст сиренИ.
А теперь сами❗️😉
Вставьте Е и И ⤵️
Около станци... рос куст сирен.... Мари... нравилось сидеть на скамейк... около него. Вспомнив о подруг..., Мария позвонила Ксени... Встретившись, они поговорили о повест... "Капитанская дочка". В сочинени... на экзамен... они приведут пример из неё. У девушек совсем мало времен... для подготовк... Пожелаем им удач... на испытани...!
Проверьте себя❗️
(См.комментарии)