Если у вас есть дети, то вам знакомы температуры, боли в животе, сыпи и т.д. “без причины”.
Причины, конечно, есть, только не просто бывает их выяснить.
В своей книге Крис Саммерс “Психосоматика у детей. Звоночек для родителей”
простым языком, с примерами раскрывает причины и методы коррекции многих психосоматических болезней у детей и подростков.
Дети, в отличие от взрослых, не могут многое объяснить на уровне сознания.
Но их детские травмы и кризисы требуют переработки и проживания.
На помощь приходит тело, которое сигналит о проблемах в виде тех или иных болезней.
Платон писал, что “душа должна лечиться особыми целебными разговорами”
Взрослые , приходя в психотерапию, исцеляются от многих заболеваний, корни которых - в старых, чаще детских непрожитых травмах.
Дети-существа зависимые.
Обратиться самостоятельно за помощью они не могут.
Рассказать, объяснить что происходит у них в душе, тоже трудно.
Реагировать на сложности, конфликты, переживания им помогает тело.
Такой механизм приспособления к окружающей среде как болезнь, используется ими неосознанно, хотя многим взрослым кажется, что дети сознательно манипулируют ими с помощью болезней, чтобы не ходить в сад или школу, не встречаться с теми, кого они не любят или боятся и т.д.
В каких случаях чаще всего у ребёнка появляются психосоматические заболевания?
Автор в своей книге выделяет 3 самых распространённых причины:
- недостаток внимания
Для детей, особенно маленьких, внимание необходимо как воздух. В теплых объятиях, поцелуях и разговорах ребёнок ощущает себя любимым и нужным.
Вечная занятость родителей не даёт возможности чувствовать себя любимым, а периоды болезней позволяют добрать так необходимого внимания.
- запрет на выражение чувств
С самого раннего детства многим детям запрещено выражать чувства (не только негативные -злость, гнев, ярость, тоску и т.д., но и даже радость, восторг и др.). Однако чувства невозможно бесконечно трамбовать внутри себя. Когда-то они вырвутся наружу, и в случае с детьми, проявятся в соматических (телесных) симптомах.
Каждая эмоция- это определённая физиологическая реакция!
Не зря при страхе сердце может учащенно забиться, а при стыде кожа краснеет.
Запрещая ребёнку проявлять естественно возникающие на какую-либо ситуацию чувства, не контейнируя его переживания, родители не только не помогают ему распознавать свои потребности, но и способствуют зарождению многих психосоматических проявлений.
- стрессы, страхи, тревога, травмы
В жизни каждого человека, в том числе и детей происходят события, которые оставляют глубокий ранящий след в душе.
Если , к тому, же ребёнок родился чувствительным от природы, тревоги и стрессы могут развиться в тревожность, как черту характера.
Его многое может настораживать, беспокоить.
Тревожные дети живут в ожидании бед, поэтому могут быть в состоянии постоянного напряжения, иметь беспокойные сны, нервные тики, навязчивые движения и т.д.
Ребёнок, борющийся с трудностями и страхами, затрачивает колоссальный запас жизненной энергии.
Тем не менее, психосоматические проблемы не у всех детей перерастают в хронические заболевания.
Автором книги, на основании исследований специалистов, приводится ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ такого ребёнка.
Среди основных черт- ранимость, чувствительность, тревожность, неуверенность в себе, зависимость от мнения и оценок окружающих, склонность к депрессии.
Психосоматические проблемы обостряются в кризисные периоды развития ребёнка:
в 1 год, в 3 года, в 7 лет, подростничество.
В этот период психика проходит свои этапы развития.
Самое важное для родителей- ЗНАТЬ об этих кризисах развития, чтобы правильно, грамотно реагировать на поведение детей.
Если родители знают, ЧТО происходит с ребёнком, КАК грамотно помочь ему прожить сложный для него период, то ребёнок выходит из кризисами с установками, которые ему затем в дальнейшем только помогают жить.
В противном случае , тяжёлые последствия кризиса могут стать фоном для различных психосоматических заболеваний.
Помимо возрастных нормативных кризисов, ребёнок может встретиться с травмирующими ситуациями, которые могут привести к серьёзным психосоматическим заболеваниям.
Смерть близких, переезды, расставания, развод родителей, поход в детский сад или школу, рождение сестры или брата, затяжные болезни близких, жёсткость воспитания и отсутствие тепла и внимания, непринятие в новом коллективе- на фоне чувствительности и восприимчивости ребёнка могут проявиться в виде различных телесных симптомов.
Нервная, дыхательная, сердечно-сосудистая, мочеполовая системы берут на себя нагрузку непрожитых эмоций обиды, гнева, тоски и т.д.
Для того, чтобы помочь болеющему ребёнку, нужно разобраться с причинами заболевания.
Пройти всестороннее комплексное обследование.
В случае, когда врачи “разводят руками” особенно важно изучить обстановку, в которой живёт ребёнок, проанализировать события его жизни, особенности черт характера и способы реагирования на стрессы.
За кашлем, ангиной, астмой, аллергией, ринитом отитом, повышенной температурой и различными кожными сыпями, головными болями и болями в животе ( и различными другими заболеваниями) может скрываться ТО, ЧТО ХОЧЕТ, НО НЕ МОЖЕТ СООБЩИТЬ РЕБЁНОК!
Однако, автор предостерегает также родителей детей от погружения в чувство вины при первых признаков ОРВИ, так как вокруг полно вирусов, бактерий, плохой экологии и т.д.
Бывает и такое, что тревожные родители “находят” психосоматику там, где её нет.
В книге приведены примеры различных психосоматических заболеваний и возможные их причины.
Прочитайте эти главы внимательно, если замечаете за своим ребёнком склонность к болезням без видимых внешних причин.
Как можно помочь ребёнку?
В арсенале детских и семейных психологов есть множество инструментов, среди которых и арт- терапия, и сказкотерапия, и песочная и музыкальная терапия, групповая и игровая психотерапия и др.
Методы направлены на снятие напряжения, релаксацию, нормализацию деятельности нервной системы, прежде всего.
Большую роль в помощи избавления от психосоматических заболеваний играют родители, и прежде всего, матери детей.
Дети очень сильно привязаны, зависимы от настроения, состояния самого близкого для них человека.
Поэтому, мама ребёнка может буквально исцелять его своим отношением.
Знакомы ли вы с книгой “Терапия материнской любовью” профессора Драпкина?
(советую тоже прочитать и начать использовать советы, которые в ней приводятся)
В книге же Крис Саммерс “Психосоматика у детей. Звоночек для родителей” вы прочтёте советы о том, как не допустить болезни детей.
Они довольно просты,и если сказать коротко, то:
- Любите своих детей и близких просто так, без всяких условий,
- Стремитесь не ранить словами и действиями и старайтесь слушать и слышать,
- Проявляйте тактильное внимание (чаще обнимайте, будьте ласковы),
- Позволяйте проявлять чувства и помогайте их проявлять грамотно, экологично,
- ПРоводите как можно больше времени, читайте, смейтесь, делитесь событиями жизни
В конце книги вы найдёте тесты, опросники, которые помогут вам лучше узнать себя, как родителей, и проанализировать свои отношений с детьми.
“Все болезни от нервов, особенно у детей”, ведь “ребёнку сложнее одолеть свои волнения и стресс по причине того, что он просто не знает как это сделать и не всегда может внятно передать свои ощущения”
Любите и берегите своих детей.
#психосоматика
#психосоматическиезаболевания
#дети
#детскиеболезни
#психологдетям
#родителиидети