Найти в Дзене
НЭБ.Дети

«Пожар» Маршака – это просто огонь!

Самуил Яковлевич в автобиографической книге «В начале жизни» говорит о том, какой серьезный след оставил в его памяти первый увиденный в детстве во дворе их воронежского дома пожар, «окрасивший багровым заревом завешенное на ночь окно». «Должно быть, – писал Маршак, – это впечатление первых лет моей жизни и было причиной того, что в моих сказках для детей так много места уделено огню».
«Пожар» – это идеальный случай бессмертия детской книги», – сказал художник-иллюстратор Лев Токмаков об издании знаменитого стихотворения Самуила Маршака с рисунками Владимира Конашевича.
Маршак С., Пожар (обложка издания 1947 года)
Маршак С., Пожар (обложка издания 1947 года)

История в стихах про непослушную девочку Леночку, которая баловалась дома с огнем и устроила пожар, была написана в 1923-м и впервые опубликована в издательстве «Радуга» в том же году. Оформление книги было заказано Борису Кустодиеву, но тот сделал лишь обложку, отказавшись от иллюстрирования, и работу поручили Владимиру Конашевичу. Иллюстрации Конашевича к «Пожару» заслуженно считаются классическими, образцовыми.

Едет лестница, насос. Вьётся пыль из-под колес. (издание 1947 года)
Едет лестница, насос. Вьётся пыль из-под колес. (издание 1947 года)

Рисунки в самом первом издании были выдержаны преимущественно в трех цветах: красном, желтом и черном. Впоследствии Конашевич расцветил иллюстрации. Пожарные в первом варианте, столетней давности, ездили на дрогах, запряженных лошадьми, а про телефон, по которому можно вызвать пожарную команду, не было, конечно, ни строчки. «Но уж близко по дороге вереницей мчатся дроги. Впереди несется вскачь запыхавшийся трубач. Перед домом в клубах пыли лошадей остановили», – этих подробностей организации пожарной службы начала ХХ века в послевоенных изданиях нет, хотя пожарные еще передвигаются на лошадях. Но их активно вытесняют автомобили.

А их машины в гараже  Мотором в дверь глядят. (издание 1956 года)
А их машины в гараже Мотором в дверь глядят. (издание 1956 года)

Текст 1923 года вообще значительно отличается от окончательного варианта 1952 года, который переиздается до сих пор. С годами он стал лаконичнее и динамичнее. Нет здесь хвастливой похвальбы огня и его угроз людям: «Я по крышам побегу, целый город подожгу!» Нет дореволюционного словечка «барышня», с которым Кузьма-пожарный обращается к Леночке: «Плакать, барышня, не стоит, новый дом для вас построят». Да и дом уже вряд ли построят, в лучшем случае - дадут квартиру.

Изменились и рисунки. Давайте сравним бумажные издания «Пожара» разных лет, начиная с 1947 года, с рисунками Конашевича и выпущенный в 1954 году диафильм с рисунками Александра Борисовича Зегера.

На площади базарной,  На каланче пожарной ... (Маршак С., Пожар, издание 1956 года)
На площади базарной, На каланче пожарной ... (Маршак С., Пожар, издание 1956 года)
На площади базарной,
На каланче пожарной,
Круглые сутки
Дозорный у будки
Поглядывал вокруг —
На север.
На юг.
На запад.
На восток,—
Не виден ли дымок.

И если видел он пожар,
Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.

И два шара,
И три шара
Взвивались вверх, бывало.
И вот с пожарного двора
Команда выезжала.

Тревожный звон будил народ,
Дрожала мостовая.
И мчалась с грохотом вперёд
Команда удалая.
Фрагмент стихотворения «Пожару» из издания 1955 года

Если раньше о пожаре оповещали медным звоном с пожарной каланчи и сигнальными шарами, то в 1954 информация поступает на пульт дежурного по телефону. И никаких лошадей - только пожарные машины.

Пейзаж тоже сильно урбанизируется. Вокруг уже не двух-трехэтажные домики под скромными красными крышами, а многоэтажные дома, запруженные машинами улицы, светофоры.

В издании 1947 года и в диафильме форма на пожарных еще старого образца, на головах сверкающие шлемы с гребешками. Пройдет еще несколько лет и вместо шлемов на иллюстрациях появятся каски, похожие на военные.

По иллюстрациям можно изучать историю советской моды и советского быта. Не говоря уже об истории развития пожарной службы. Книга Маршака – это настоящий гимн героям, спасающим жизни. Причем, жизни не только людей, но и беззащитных животных, и эпизод со спасением Кузьмой кошки – едва ли не самый сильный и трогательный в произведении.

Пропадешь ты здесь в огне. Полезай в карман ко мне!.. (диафильм 1954 год)
Пропадешь ты здесь в огне. Полезай в карман ко мне!.. (диафильм 1954 год)

Напряженная, увлекательная история о спасении героем-пожарным легкомысленной девочки на протяжении ста лет воспринимается с неослабевающим интересом всё новыми и новыми поколениями детей. За это время книга издавалась 28 раз, миллионными тиражами. И это без учета диафильмов!

Пожар / С. Маршак; художник А. Зегер ; Москва : Фабрика "Диафильм", 1954
Пожар / С. Маршак; художник А. Зегер ; Москва : Фабрика "Диафильм", 1954

Смотрим диафильм «Пожар» / С. Маршак; художник А. Зегер ; Москва : Фабрика "Диафильм", 1954

И еще несколько диафильмов по вечным стихам Маршака из коллекции НЭБ.Дети

Мистер Твистер
Мистер Твистер

Мистер Твистер / стихи С.Я. Маршака; худож. И.П. Кеша ; Москва : Диафильм, 1949

Мистер
Твистер,
Бывший министр,
Мистер
Твистер,
Делец и банкир,
Владелец заводов,
Газет, пароходов,
Решил на досуге
Объехать мир.
Рассказ о неизвестном герое
Рассказ о неизвестном герое

Рассказ о неизвестном герое / С. Маршак; худож. А. Зегер ; Москва : Диафильм, 1955

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати...
Мастер-ломастер
Мастер-ломастер

Мастер-ломастер / С. Маршак; худож. А. Брей ; Москва : Диафильм, 1954

Я учиться не хочу.
Сам любого научу.
Детки в клетке
Детки в клетке

Детки в клетке / С. Маршак; худож. Т. Зеброва ; Москва : Диафильм, 1980

Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: "Нужны пошире,
И не две, а все четыре!"

Сказки
3041 интересуется