Найти в Дзене
Между собакой и Богом

"Счастью хочется верить": про мюзикл "Петя и фолк" в Зарядье

Вот такие красивые были Вероника (Юлия Дякина) и Петя (Александр Казьмин).  Простите, не помню автора фото
Вот такие красивые были Вероника (Юлия Дякина) и Петя (Александр Казьмин). Простите, не помню автора фото

Позавчера мы с девочками были на бесплатном показе мюзикла "Петя и фолк", который прошëл в рамках Урбанистического форума в парке Зарядье.

Честно говоря, сильно сомневалась, стоит ли туда идти. Уж больно место изначально странное и многолюдное. Вечные толпы даже вне всяких мероприятий. А тут бесплатный спектакль с популярным актëром в главной роли. Прорвëмся ли?

На два бесплатных показа мюзиклов под открытым небом мы этим летом уже сходили: на "Обыкновенное чудо" от Франдетти на ВДНХ (о нëм я писала) и на "Сокровища старинной усадьбы" В Воронцовском парке (возможно, напишу позже, но в целом он внимания не стоит вообще).

Оба раза повезло с погодой, но было дикое количество народа, очереди, пробиться и успеть занять места удалось с трудом, приехав больше чем за час до начала. А тут я подозревала, что ничего увидеть вообще не сможем.

Но увидеть спектакль мне очень хотелось. Во-первых, потому, что Казьмин это всегда гарантия того, что будет, как минимум, интересно. Во-вторых, потому что у меня было сильное подозрение, что несмотря на всю любовь к Саше идти именно на этот спектакль за деньги смысла особого нет (спойлер: не ошиблась).

Кстати, наверное, у вас возник вопрос, почему у мюзикла такое дурацкое название: "Петя и фолк". Александр Казьмин рассказывал в интервью, что случилось оно в результате недоразумения. Спектакль должен был называться " Орфей и Эвридика", и, собствено, представляет собой осовремененный миф про Орфея. Но когда подавали документы на грант, кто-то по ошибке вписал рабочее название "Петя и фолк", а поскольку грант дали на Петю, менять в итоге уже ничего было нельзя. Так что вот так.

Кстати, режиссëр постановки снова Алексей Франдетти. Довольно интересную музыку в стиле симфо-фолк написал известный композитор Андрей Зубец, а исполнили оркестр и хор радио "Орфей" (не жук чихнул, как вы понимаете, почти опера).

Приехали мы в итоге за два с половиной часа до начала. И не зря. Погода была отличная. Думала, посажу детей, чтобы места держали, и пойду погуляю. Но погулять не получилось. Потому что мы не просто заняли хорошие места на втором ряду, но попали... на репетицию, и это оказалось безумно интересно! Я залипла и забыла и про больную ногу-спину, и про ноющую в свете последних событий душу. Кажется, пора вводить хештег #Казьмин_лечит.

Кусочек репетиции. Актёры без костюмов
Кусочек репетиции. Актёры без костюмов

Лично для меня репетиция стала даже любопытнее спектакля, потому что в ней было больше спонтанности, больше жизни, да и где ещë увидишь столько внутреннего взаимодействия артистов, когда ещë отследишь их вхождение в образ и всякие нюансы номеров?.. Хотя, конечно, репетировать перед праздно шатающейся толпой то ещë удовольствие, не думаю, что это было приятно...

А спектакль вызвал двойственные чувства. Сюжет там простой, отсылающий к мифу об Орфее. Молодой музыкант, рэпер Петя, выходец из неблагополучных социальных низов, в 15 лет убежавший из дома от пьющих родителей, пишет всякие депрессивные биты и никак не найдëт смысл жизни. Его возлюбленная, Вероника, светлая и позитивная девушка, старается вывести Петю к радости бытия. Однажды летом, в так называемую ночь на Ивана Купалу, молодые люди едут на некий этно-фестиваль. Там Петя производит фурор своими битами, его окружают поклонницы, а в это время обиженную Веронику атакуют всякие славянские божества сиречь черти, которые уговаривают еë спрятаться с ними в подземном мире, дабы Петя еë там искал и, пройдя испытания, обрëл наконец смысл жизни и стал другим человеком. В общем, совершил бы инициацию.

Короче, Веронику утаскивают под воду русалки, а Петя отправляется еë искать. И этот трип представляет собой полнейший треш.

Русалки связали Петю. Симург его спасëт
Русалки связали Петю. Симург его спасëт

Пляшущие русалки (загубленные мужчинами девы) хватают и вяжут Петю по рукам и ногам, пытаясь отомстить в его лице всему мужскому роду. И кричат то "Поддайся соблазну! ", то просто "Месть! Месть! ".

Рукотворная птица Симург, судя по собачьей голове уже эволюционировавшая в пса Семаргла, разгоняет русалок и говорит Пете, что он найдëт и вернет Веронику (а также обретëт себя), если победит свои ложь, страх и боль. Затем чешуйчатые волки пытаются Петю поймать и сожрать со словами : "Ты дурак, но вкусный, сам питаешься кормом подножным". Ростовые куклы, представляющие собой Велеса и еще какую-то богиню, учат его жизни. Я буквально упала на пол от смеха (ещë во время репетиции), когда Петя с ужасом глядя на трëхметровых Велеса и богиню, произносит: "Как на моих родителей похожи!". Реально бедный и несчастный мальчик...

Вот этот трëхметровый Велес напомнил Пете папашу-алкоголика. Как страшно жить
Вот этот трëхметровый Велес напомнил Пете папашу-алкоголика. Как страшно жить

Вообще в этом мюзикле мало за что можно эстетически зацепиться кроме гениальной игры и отличного вокала главных героев. Александр Казьмин (Петя) и Юлия Дякина (Вероника) изо всех сил (и в силу своего таланта) успешно тащат на себе это странное действо. У них получилось сыграть красивую и чистую любовь, победившую в итоге всю эту псевдославянскую навь. Да, зрители рыдали и писали потом в постах, чатах и комментах, как их прошибло на слëзы, как они были в тот вечер счастливы. И я искренне рада за этих людей. От игры и пения Александра и Юлии я тоже удовольствие получила. Да, они не изображали, а проживали ("В счастье хочется верить..."). И надо было слышать, как Казьмин после отменной профессиональной рэперской читки идеально выдаëт технически сложную, почти оперную арию с невозможными верхними нотами.

Ох, и как же этому актëру удаются образы чистых, трогательных, страдающих мальчиков, просто чудо. Как он умеет наполнить даже изначально сценарно слабые роли. Как удивительно достоверно играет в свои 35 двадцатилетних. И часто плачет на сцене...

-5

А ещë в спектакле есть претензии на интеллектуальность в виде явных отсылок к платоновскому мифу о пещере, коих в мюзикле много. Петя совершает путешествие в глубины своего подсознания и побеждает собственную тьму. Инициация удалась. Веронику он возвращает даже несмотря на то, что оглядывается по пути!

И сцена под открытым небом "Пете и фолку" очень идëт и добавляет смыслов: башни Кремля и кресты древних храмов вокруг Зарядья создавали особый контекст, ветер играл одеждой и волосами актëров, а в финале в небе над парком вдруг появилась большая стая медленно парящих чаек, как будто тоже часть действа и символ высокой любви главных героев...

В общем, как пел Петя, "победить может лишь искусство, песня мира и слёз..."

Сцена Зарядья. Световые инсталляции. Красиво
Сцена Зарядья. Световые инсталляции. Красиво

Но, наверное, я старая и циничная тëтка, раз для меня даже присутствие любимого актëра и правильная идейность не заслоняют понимания того, что спектакль в целом похож на новогоднеëлочные из детства, только, как ни странно, с крутыми актëрами. Франдетти как режиссëр опять разочаровал. Режиссуры в "Пете" практически нет. Это даже не спектакль, а ряд мало связанных концертных номеров разной эстетической ценности. Ну не змея же, типичного китайского дракона, которого таскали на палочках по сцене во время возвращения героев, считать режиссурой? Не сплошные же ретардации в виде арий второстепенных героев типа охотника? Количество случайных деталей зашкаливает. Психологически герои прописаны и мотивированы слабо, тексты либретто корявые. Но зато Казьмин красивый и лечит.

Нам было хорошо, хотя и ржачно местами
Нам было хорошо, хотя и ржачно местами

Пойду ли я на "Петю и фолк" второй раз? Нет. Рада ли я, что всë-таки увидела этот спектакль? Очень!

ЗЫ: в комменты кину ссылочку на запись трансляции из Зарядья на сайте радио "Орфей". Трансляция хорошая, с крупными планами и приличным звуком. Разок посмотреть и заценить это точно стоит.

Фолк
5120 интересуются