Найти в Дзене

Затворники XXI века: кто такие хикикомори и что должно насторожить в поведении близких

Одноклассник и близкий друг моего взрослого сына уже несколько лет ведет затворнический образ жизни. Его короткие и редкие маршруты ограничиваются только походом в магазин. Он не работает и не учится. Жить так позволяет пассивный доход семьи – сдача двух квартир, оставшихся в наследство от бабушек, в аренду. Целыми днями, неделями и месяцами Эдуард находится дома. Я спрашиваю у сына: «Чем занимается Эдик?» - А он отвечает, что Эдик – самый счастливый человек на свете, поймавший свой Дзен: он потребляет контент. Вдумчиво. С удовольствием. Читает книги. Смотрит хорошее кино. Слушает качественную музыку. Много времени проводит в Интернете за изучением различных сайтов – культурологических, экономических, политических, смотрит подкасты. Играет в компьютерные игры. На все это нужно очень много времени. И Эдик этой роскошью – временем – обладает. Эдику 28 лет. Он живет в своей комнате в квартире родителей. Не инвалид, не урод. Просто затворник по убеждениям. Эдик – не единственный приятель
Оглавление

Одноклассник и близкий друг моего взрослого сына уже несколько лет ведет затворнический образ жизни. Его короткие и редкие маршруты ограничиваются только походом в магазин. Он не работает и не учится. Жить так позволяет пассивный доход семьи – сдача двух квартир, оставшихся в наследство от бабушек, в аренду.

Целыми днями, неделями и месяцами Эдуард находится дома. Я спрашиваю у сына: «Чем занимается Эдик?» - А он отвечает, что Эдик – самый счастливый человек на свете, поймавший свой Дзен: он потребляет контент. Вдумчиво. С удовольствием. Читает книги. Смотрит хорошее кино. Слушает качественную музыку. Много времени проводит в Интернете за изучением различных сайтов – культурологических, экономических, политических, смотрит подкасты. Играет в компьютерные игры. На все это нужно очень много времени. И Эдик этой роскошью – временем – обладает. Эдику 28 лет. Он живет в своей комнате в квартире родителей. Не инвалид, не урод. Просто затворник по убеждениям.

Иллюстрация: pixabay.com
Иллюстрация: pixabay.com

Эдик – не единственный приятель моего сына с такой странностью. Еще у него есть друг со студенческих времен – Алексей. Он тоже не работает после института. Живет на даче, расположенной в дальнем «закутке» Подмосковья, в который даже от ближайшей станции электрички нужно добираться на машине. Родители снабжают его продуктами. Дача добротная, двухэтажная, есть даже небольшой бассейн. И, конечно, полный набор коммунальных благ: вода горячая и холодная, ванна, туалет, стиральная и посудомоечная машины. А еще в доме есть настоящий дровяной камин и винный погреб. И, разумеется, домашний кинотеатр и мощный игровой компьютер.

На все это родители Алексея заработали сами. Сам Леша работал на фирме отца полгода – когда тому заменяли коленный сустав. Он был курьером – возил на подпись и обратно важные документы. По собственной специальности, полученной в институте, Алексей не работал ни дня. Его самое комфортное состояние – находиться дома. И тоже активно потреблять контент. В последние два года Леша меньше, чем раньше, читает и больше времени проводит за компьютерными играми. Спит он в основном днем. Ночь для него – время активности. Вытащить Лешу из этого «бункера» - большая проблема. Раз в несколько месяцев он нехотя соглашается на встречу с друзьями по институту. Других социальных контактов, кроме родителей, у него нет.

Самое ужасное, что мой сын искренне завидует этим выломленным из социума ребятам. И, говорит, с радостью вел бы такой же затворнический образ жизни, как они, если бы не насущная необходимость зарабатывать деньги. Накоплений и «подушки безопасности» у нашей семьи нет. Сдавать и продать, в случае чего, нечего. Поэтому сын относится к своей работе серьезно. Он работает по специальности, полученной в институте. С полной нагрузкой. И иногда еще – по субботам. Я вижу, как он морально выматывается, ежедневно занимаясь тем, что лежит вне плоскости его интересов. А интересы тоже связаны с потреблением контента и сферой компьютерных игр. И вижу, как ему хочется подольше побыть дома, полежать на диване, листая в смартфоне телеграм-каналы, поглаживая любимого кота. А потом перейти за стационарный компьютер и продолжить потреблять «качественный контент».

Вам это никого не напоминает? Может быть, вашего взрослого сына, который не обзавелся еще своей семьей? У которого нет любимой девушки. И которого после работы тянет домой, к родному дивану.

Домашний психологический эксперимент

Однажды во время зимних каникул я провела психологический эксперимент. Я никаким образом не влияла на поведение сына. Ни просьб, ни предложений с моей стороны. Все, что хочешь делать сам – пожалуйста, делай. Полный карт-бланш. Итог: 4 дня он не выходил из дома. А из своей комнаты делал всего несколько шагов до ванной комнаты.. Если я не готовила и не приносила еду в его комнату, он делал курьерскую доставку готовой еды. Благо, зарплаты ему на нее хватало. Причем сын чувствовал себя в таком режиме жизни очень комфортно и позднее говорил, что это были лучшие каникулы за годы, как он начал работать.

Я была в шоке, если честно. Провести в квартире четыре дня подряд, не выходя на свежий воздух, не видя живых людей, ни с кем не разговаривая вживую, а не по сети, помимо членов семьи, для меня (как и, наверное, любого человека моего поколения рожденных в 70-х годах прошлого века) это было бы пыткой. Такое можно вынести только когда болеешь. Или физически не можешь ходить из-за травмы или инвалидности. Но когда здоровый молодой человек делает за день от силы 100-200 шагов – это абсолютно ненормально. Это гиподинамия, опасная в первую очередь для физического здоровья. Да и для ментального тоже.

Понаблюдайте за своими детьми школьниками, студентами. Как они проводят выходные? Насколько они активны? Любят ли они гулять? Занимаются ли спортом? Или тоже часами сидят за компьютером?

Кто такие хикикомори?

Я не зря описала друзей сына и его собственные наклонности, если не корректировать поведение побудительными импульсами извне. Потому что это очень напоминает феномен японской субкультуры под названием хикикомори (или сокращенно хикки).

Хикикомори (японское написание - 引きこも), в буквальном переводе означает «нахождение в уединении». Термин хикикомори описывает и состояние нахождения в уединении в замкнутом пространстве, и человека, отказывающегося от социальной жизни и стремящегося к крайней степени социальной изоляции.

Впервые об этом феномене как социальном явлении заявил японский психиатр Тамаки Саито.

Японский психиатр Танаки Саито. Фото из открытых источников
Японский психиатр Танаки Саито. Фото из открытых источников

В 1998 году вышла его книга «Социальное затворничество: бесконечная юность». В двухтысячных годах явление стало настолько массовым, что его вынуждено было признать даже правительство Страны Восходящего Солнца. По данным отчёта правительства Японии от 2010 года, в стране насчитывалось 700 000 человек, ведущих образ жизни хикикомори, чей средний возраст составлял 31 год. К 2019 году количество хикикомори увеличилось до 850 тысяч человек, а в пограничном состоянии к переходу в это состояние находятся 1 миллион 150 тысяч японцев разного возраста (преимущественно от 25 до 35 лет, то есть, по идее, самого социально и физически активного поколения). Это 1% от всего населения Японии!

Эксперты отмечают, что люди хикикомори соответствуют следующим критериям:

✅ Проводят бо́льшую часть времени дома (большую часть дня каждый день) в уединении,

✅ Не проявляют интереса к учёбе, работе,

✅ Продолжительность состояния - не менее 6 месяцев,

✅ Постоянно стараются избегать социальных ситуаций и социальных взаимодействий,

✅ Симптомы взаимодействия с социумом вызывают значительные функциональные нарушения (стресс, заикание, испарина, головная боль, паника и т.д.)

✅ Нет очевидной физической или психологической причины (физического уродства, инвалидности и т.п.), объясняющей избегание социума.

Как живут типичные хикикомори

Хотя ситуации социального взаимодействия могут вызывать дискомфорт у любого человека (чего стоит порой посещение МФЦ или налоговой), только у хикикомори они вызывают стойкое желание надолго «спрятаться в домик» и перестать взаимодействовать с окружающим миром непосредственно.

Полная и длительная самоизоляция – сознательный и добровольный выбор этих людей. В некоторых случаях хикикомори годами могут не покидать своей квартиры или даже своей комнаты.

Известны случаи, когда человек был хикикомори в течение 20 и даже 30 лет подряд. Такие случаи, конечно, уже переходят в область психиатрии. И при обследовании таких людей, как правило, врачи выявляют социофобию или расстройство аутистического спектра.

Широко описан случай, когда 33-летний японец-хикикомори не выходил из квартиры в течение 15 лет подряд. Его комната была забита рулонами туалетной бумаги, бутылями с водой, пакетами с готовой едой длительного хранения. Такое впечатление, что человек воспринимал свою комнату как бункер на случай ядерной войны или глобальной катастрофы, которая уже произошла.

Очень часто комнаты хикикомори напоминают склады с разнообразными вещами, которые могут понадобиться, а также – мусорные свалки, ведь отходы потребления необходимо регулярно удалять из квартиры. Но если нет людей, которые могут входить в комнату хикикомори, она очень быстро захламляется.

Типичный японский хикикомори. Фото с сайта https://perito.media/posts/hikikomori
Типичный японский хикикомори. Фото с сайта https://perito.media/posts/hikikomori
Так живут добровольные затворники хикикомори. Фото с сайта https://perito.media/posts/hikikomori
Так живут добровольные затворники хикикомори. Фото с сайта https://perito.media/posts/hikikomori
Японец хикикомори. Фото https://perito.media/posts/hikikomori
Японец хикикомори. Фото https://perito.media/posts/hikikomori

Недавняя пандемия ковида усилила тенденцию к образу жизни хикикомори во многих странах. Ведь нам всем настойчиво внушали мысль о самоизоляции как одной из главных форм профилактики заражения. Самоизоляция – это хорошо, это безопасно – вот, что транслирует нам наш мозг!

Успехи в развитии цифровизации жизни тоже идут на руку затворническому образу жизни. Ведь теперь мы практически все можем приобрести дистанционно – от продуктов, бытовой химии и косметики до одежды, обуви и домашнего текстиля. А значит, нет необходимости идти в торговый центр, выбирать, взаимодействовать с консультантами и т.д. Кстати, отличительная черта истинных хикикомори – избегание визуального контакта глаза-в-глаза с другими людьми. Курьерам, доставляющим им товары, эти затворники никогда не смотрят в глаза. И часто просят оставить дистанционно оплаченный товар рядом с дверью. Поэтому в Японии появилась даже такая профессия – девушка, которая смотрит в глаза через глазок в двери. Ее взгляд теплый и дружеский. Это помогает хикикомори научиться смотреть в глаза другому человеку. Пусть даже пока через глазок в двери, которую он, хочется верить, однажды широко распахнет, чтобы выйти из дома.

Если ваш взрослый сын или дочь любят "засиживаться" дома, мягко предлагайте им выбрать удобное время для совместной прогулки. Просите сходить куда-нибудь и что-то принести домой - находите поводы, чтобы вывести близкого человека из четырех стен. Дома, конечно, "и стены помогают", как гласит пословица. Но иногда человек становится заложником мнимой безопасности, которую он ощущает в этих своих четырех стенах. Мир - гораздо шире, прекраснее и объемнее, чем мы его видим на экранах компьютеров.

Иллюстрация: pixabay.com
Иллюстрация: pixabay.com

Позвольте себе взаимодействовать с ним свободно!

🧡 Татьяна Гольцман и мой канал Ноктюрн души на струнах жизни. Присоединяйтесь!