Являясь естественным продолжением философии дизайна Junkers, Ju 52 / 3m был одним из самых важных европейских авиалайнеров довоенной эпохи. Однако после Второй мировой войны он быстро исчез со сцены, поскольку запасные части было трудно достать, а излишки военного транспорта США были легко доступны. Junkers Ju 52/3m, более непосредственно связанный со своими ролями в качестве транспортного средства и десантника в военное время, возник как логическое развитие одномоторного Ju 52 и на протяжении большей части 1930-х годов имел чрезвычайно успешную карьеру авиалайнера. Ju 52 стал кульминацией линии развития, которая началась с J13 1919 года. Он сохранил трубчатую металлическую конструкцию и гофрированную обшивку более ранних самолетов, как и ряд промежуточных коммерческих типов, включая одномоторный G24, трехмоторный G31, огромный четырехмоторный G38 и одноместный W33/34. Таким образом, происхождение Ju 52 было ясно визуально, и самолет сохранил надежность, которой славился F13. Модель впервые поднялась в воздух 13 октября 1930 года, но для шведских DVS и Canadian Airways было построено всего шесть самолетов. Производство быстро переключилось на Ju 52/3м, с двигателями Pratt & Whitney Hornet, установленными на каждом крыле, а также в носовой части. В таком виде самолет впервые поднялся в воздух в апреле 1931 года, а первые серийные машины, обе в стандарте Ju 52 /3m, поступили в Lloyd Aereo Boliviano в начале 1932 года.
Эта первоначальная поставка новейшего немецкого авиалайнера южноамериканскому оператору свидетельствовала о важности региона для страны, а также о влиянии Германии на воздушное сообщение по всему континенту. Там, где F13, а позже и W33/34 пересекали типично сложную местность региона, соединяя его отдаленные, изолированные населенные пункты, появился Ju 52/3m, чтобы сделать то же самое, но с дополнительной безопасностью благодаря трем двигателям и более современному оборудованию. Как и его предшественники, Ju 52/3m мог оснащаться колесным или поплавковым шасси, предлагая всю гибкость более ранних машин при гораздо большей грузоподъемности.
Хотя первые поставки были осуществлены в Боливию, внутренний рынок не был забыт, и Lufthansa быстро построила собственный парк самолетов Ju 52/3m, национальный перевозчик и советско-германская авиакомпания Deruluft взяли на вооружение 231 самолет этого типа. Авиакомпании по всей Европе также разместили заказы, и Ju 52/3m были доставлены в Великобританию, где на самолетах Junkers летали British Airways и Railway Air Services, Австрию, Бельгию, Чехословакию, Данию, Эстонию, Финляндию, Францию, Грецию, Венгрию, Италию, Норвегию, Польшу, Португалию, Румынию, Испанию и Швецию. Зарубежные заказчики прибыли из таких стран, как Австралия, Китай и Южная Африка, где South African Airways приобрела 15 самолетов этого типа.
Для самолета можно было выбрать различные двигатели, и в некоторых случаях заказчики вносили изменения в двигатель во время эксплуатации, но Hornet производства BMW используется на большинстве коммерческих и военных Ju 52 / 3ms. Обозначенный как BMW 132, двигатель выдавал 660 л.с. в первоначальной версии 132A-1, устанавливавшейся на ранний серийный Ju 52 / 3ms. Более поздние варианты двигателей могли выдавать более 800 л.с., но по мере расширения нацистской военной машины производство все больше переориентировалось на военные нужды.
Два гражданских Ju 52/3m были приняты на вооружение в Германии для военных целей еще до того, как люфтваффе приступили к производству. Герман Геринг, рейхсминистр авиации, взял D-2527 в качестве своего личного самолета, покрасив его в красный цвет и назвав Рихтгофеном в честь аса Первой мировой войны. Адольф Гитлер также использовал Ju 52/3 м в качестве личного транспорта, D-2600 получил название Immelmann и в конечном итоге был заменен на Focke-Wulf Fw 200. Люфтваффе увидели потенциал в Ju 52/3m как в транспортном средстве и бомбардировщике, и он использовался в обеих ролях во время гражданской войны в Испании. Когда немецкие войска начали наступление на Европу, спрос на производство Ju 52/3 м превысил мощности Junkers, и захваченная французская промышленность была привлечена к созданию самолета в 1941/42 году. Первая машина французского производства появилась в июне 1942 года, и после войны французы продолжили производство так называемого AAC.1 Toucan.
"Туканы" летали бок о бок с CASA 352L, Ju 52 / 3m, построенным по лицензии в Испании, чтобы сохранить Ju 52 / 3m в коммерческой эксплуатации в послевоенный период, несмотря на то, что многие сотни дешевых, более простых в обслуживании американских самолетов – в основном, C-47 / DC-3 – были более доступны. Примечательно, что в 2014 году в эксплуатации осталась только одна авиакомпания, оснащенная исключительно самолетами Ju 52/3m или их производными, швейцарская JU-AIR, выполняющая прогулочные рейсы со своей базы в Дюбендорфе.
В 1982 году Ассоциация друзей ВВС Швейцарии учредила компанию JU-AIR исключительно для эксплуатации трех последних годных к эксплуатации Ju 52 /3m ВВС Швейцарии, которые были сняты с вооружения годом ранее. В 1983 году два самолета были зарегистрированы как HB-HOP и HB-HOS, модифицированы для коммерческой эксплуатации и переданы для перевозки пассажиров на обзорные экскурсии из Дюбендорфа. Третья машина поступила в эксплуатацию позже, под названием HB-HOT.
В результате аварийной посадки в 1987 году HOS был поврежден, но в 1988 году он снова поднялся в воздух. JU-AIR отправила самолеты в Норвегию в 1989 году и в Дессау. В 1996 году авиакомпания впервые покрасила один из своих самолетов в цветовую гамму спонсора, вариант, который впоследствии стал очень популярным. В 1997 году парк пополнился новым самолетом CASA 352L, который ранее находился на выставке в аэропорту Дюссельдорфа. В 1998 году HB-HOS потерпел еще одну аварию при посадке, но вскоре был отремонтирован, и 31 декабря 1999 года JU-AIR запустила все четыре самолета, чтобы встретить наступление нового тысячелетия.
Затем, 11 января 2000 года, HB-HOS отправилась в успешный полет по всему миру, в то время как JU-AIR отметила 70-ю годовщину первых полетов HOS, HOP и HOT в 2009 году.
Поддержите канал-поставьте лайк