Наша вера в мифы о коммуникации приносит нам вред.
Как же повысить уровень свой компетентности в общении?
Чтобы создать у себя новые мыслительные привычки, желательно проговаривать словесные формулы, напоминающие важные принципы общения, основанные на знании своих прав.
Копинг-стратегии – это приёмы, позволяющие лучше СПРАВЛЯТЬСЯ с трудностями социального взаимодействия.
Рассмотрим список утверждений, которые можно написать на копинг-карточках, и выучивать, читая эти мысли и по порядку, и в разнобой. Очень полезно знать их наизусть, как таблицу умножения, чтобы не попасть впросак в неожиданной ситуации общения. Как вариант – поместить эти мысли в карусель на заставке телефона, или развесить в виде листочков по дому.
Итак: у вас есть ПРАВО:
- Нуждаться в заботе и внимании других
Но не забывайте и о том, что другие люди тоже в этом нуждаются. И о том, что взрослый человек МОЖЕТ позаботиться о себе самостоятельно. Это грудной младенец, или тяжело больной – не может…
- Бывать и на первом месте, по обстоятельствам
Разные ситуации в жизни выдвигают нас, по очереди, в центр общего внимания. Желательно уметь быть и наблюдателем, или участником такого внимания.
- Ощущать, переживать и выражать свои болезненные эмоции
Чувства и эмоции – нормальная физиологическая реакция на мыслительную оценку ситуации. Ситуация воспринимается, как тяжелая – и чувства, ее сопровождающие, могут быть тяжелыми. Это – нормально. Более странно не реагировать!
- Иметь своё мнение, ценности, убеждения
Жизненный опыт подводит нас к формированию мировоззрения. У каждого картина мира - своя. Желательно проявлять уважение и к своей картине мира, и к чужой.
- Иметь свой опыт, отличающийся от опыта других людей
Каждый жизненный путь – уникальная реальность. Изменить его в прошлом нельзя, но можно принимать во внимание, учитывая в оценке своих реакций и предпочтений. Необходимо уважать свой опыт, принимать его существование без протеста, как свершившийся факт. Также необходимо принимать реальность чужого опыта – с сочувствием и пониманием.
- Негативно относиться к критике и осуждению.
Но помните: простое заявление, что критика вам неприятна, не убирает проблему. Войдите в положение критикующего: он хочет что-то улучшить, даже, если делает это коряво. Похвалите его за рвение и выразите готовность к взаимопониманию. Перехватите инициативу в разговоре, возглавьте обсуждение темы. Глядишь, сотрудничество получится.
- Высказывать просьбы о помощи или других важных ресурсах.
Возможность и желание это вам дать – уже зона реальности и ответственности другого человека. Высказывая просьбу, вы исследуете эту, незнакомую вам, реальность и имеете право рассчитывать на обратную связь. Если ваши устремления совпадут – то и помощь получите. Если нет – хотя бы информацию.
- Быть не готовым выполнить просьбу, направленную в ваш адрес.
Просто дайте обратную связь об этом. Не обязательно это сообщение будет прямым отказом! Можно просто сообщить о своих обстоятельствах и планах.
- Не оправдываться и не отчитываться
Но это правило работает только в том случае, если вы не человек, за которого отвечают другие – родители до ваших 18 лет или начальники.
- Оставлять другому взрослому человеку его зону ответственности, не вмешиваться в неё
Правовые отношения в обществе – основа взаимной психологической безопасности. Принятие своих и чужих прав и ответственности многое в жизни упрощает и убирает основания для конфликтов. Если видишь, что другой взрослый человек пробует переложить на тебя свою ответственность – мягко напомни ему, что это – его зона. Тебе туда нельзя. А то поссоритесь.
- Не соответствовать ожиданиям другого человека
Ожидания, не основанные на реальности, чреваты серьезной болью разочарования. Особенно, если ждёшь, что другой человек возьмет на себя твою зону взрослой ответственности. Для него это – непосильный груз.
Каждому человеку жизнь отмеряет свою порцию ноши. Чужую – не вынести! И ты имеешь право не нести груз ответственности за чужие сказочные ожидания, и другой человек имеет право не нести тот груз, который твоё воображение накладывает на него.
Автор: Ольга Егорова
Психолог, Когнитивно-поведенческий терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru