В 1802 году крепостной крестьянин Артамонов построил двухколесный самокат с передним педальным приводом и проехал на нем от Урала до Москвы. Как водится, о чудаке забыли, и в начале 80-х годов XIX века стали закупать импортные «костотрясы». «Костотрясом» («Bone shaker») назывался английский велосипед системы Лаллемана.
В России поклонниками этого средства передвижения стали: император Николай II, граф Лев Толстой и многие другие состоятельные подданные. Постепенно двухколесные друзья проникли в провинцию. Велосипеды, а затем и мотоциклеты доставляли много проблем местной администрации. Однако, суджанские столоначальники (г. Суджа Курской губернии) постарались извлечь из этого выгоду. Они первыми в ноябре 1911 года составили «Обязательное постановление о порядке езды в г. Суджа на велосипедах и мотоциклах». Отныне «лицо, желающее производить езду на велосипедах и мотоциклетах должно иметь на то разрешение городской думы». Каждый владелец транспорта обязан был платить «установленный в пользу города сбор в размере 1 рубля 50 копеек в год». Взамен городская управа выдавала квитанцию на право езды по городу и номерной знак, «прибиваемый на видном месте велосипеда или мотоциклета». Для повышения безопасности езды на «костотрясах» необходимо было установить «рожок» и фонарик. Управа вдобавок «безусловно воспретила» велосипедно-мотоциклетную езду по тротуарам и городским скверам. Все до единого «железные кони» были переписаны в тетради, хранившиеся в полицейском участке. То есть реальной заботы о любителях новейших средств передвижения местные чиновники обеспечить не смогли.
Со временем от суджанских обывателей стали регулярно поступать заявления о бесчинствах велосипедных хулиганов, пугающих почтенных полусонных прохожих, домашнюю птицу, представителей семейства кошачьих и бродячих собак. Набожные суджанцы предрекали скорый конец света после встречи с «антихристами» на мотоциклетах, которые извергали дым и зловония вкупе со страшным рычанием. Иногда сами велосипедисты становились жертвами нападений со стороны рвавых собак и голодных свиней, которые свободно гуляли по городу. Веселое было время! Все закончилось в 1914 году, когда Первая мировая война вошла в каждый дом.
Отважная мадемуазель
В истории ранних велопередвижений по бескрайним просторам Курской губернии мы находим очень примечательные случаи, когда не только собаки нападали на велотуристов.
В 1913 году границу губернии пересекла Н.П. К-ова, дочь известного московского коммерсанта. Молодая девушка еще в детстве обнаружила яркие спортивные таланты. В институте ее не раз наказывали за лазанье по деревьям и крышам домов, за организацию бокса и боев без правил, а также иные необычные поступки. Наконец, она остановила свой выбор на велотуризме. С 1910 года девушка объездила всю Европейскую Россию южнее Москвы.
Верными друзьями в дороге, кроме велосипеда, были у нее револьвер системы «Наган» и револьвер-пугач. И вот, когда барышня подъезжала к древнему Курску, дорогу ей перегородила группа пьяных парней. «Выстрелила в упор из пугача в ближайшего. Заорал благим матом и упал, сочтя себя убитым. Остальные разбежались», - вспоминала мадемуазель Н.П. К-ова.
Будем рады видеть вас здесь: https://t.me/sayan_dialect