Мы много говорим своим детям как жить, мы учим их справляться с трудностями. Наказываем и поощряем, давая им понять о нормах и правилах, принятых в обществе. Поддерживаем их в минуты трудностей. Хвалим и браним за их действия. Развиваем их интеллект...
Но наши дети только от нас, родителей, могут научиться справляться со своими эмоциями. И это мы можем осуществить только на своем личном примере. Каждый день общаясь с детьми и подростками, мы показываем как можно относиться к своим эмоциям и чувствам: быть в их власти, жестко контролировать их, вытеснять, управлять, игнорировать... Дети и подростки перенимают наши стратегии отношений с нашей эмоциональной сферой через наблюдение и взаимодействия. Не важно, что мы говорим о чувствах, важно, как мы обращаемся с ними в процессе общения. Особенно важно для детей и подростков то, как мы относимся к их эмоциям. Наши способности к контейнированию эмоций и эмпатии определяют возможности наших детей научиться адекватно обращаться со своим эмоциональным миром.
Рассмотрим основные приемы, которые позволяют выстроить доверительные отношения с ребенком, а также показать бережное отношение к переживаниям.
Мотивация к выражению чувств.
В процессе общения мы поощряем наших детей рассказать нам о своих мыслях и чувствах:
- «Мне интересно (важно, хочется) знать, что ты чувствуешь»;
- «Ты можешь рассказать мне, что ты сейчас переживаешь»;
- «Я вижу ты переживаешь, о чем ты переживаешь?»;
- «Если есть желание поделиться со мной своими тревогами, я рядом"
Таким образом мы даем понять: «Я с тобой и выслушаю тебя». Любой человек, а особенно ребенок или подросток хочет быть услышанным. Важно, чтобы у вас было искреннее желание слушать и слышать то, что хочет сказать ваш ребенок. Не стоит перебивать его, давать оценки, советы, и тем более отчитывать и обвинять. Сначала стоит выслушать!
Знакомство с эмоциями и чувствами, четкое их различение и расширение диапазона их разнообразия. Вы поощряете своего ребенка или подростка рассказать вам о целом ряде чувств, а не только о первом пережитом им чувстве:
- «Скажи мне, что еще ты чувствуешь? Что еще с тобой происходит?»
- «Что ты чувствовал, когда это произошло?»
- «Ты сильно злился (обижался, испугался, боялся, грустил...)?»
- «Ты сильно злился (обижался, испугался, боялся, грустил...)?»
- Не стоит в процессе общения разделять эмоции на плохие и хорошие, негативные и позитивные. Важно принять все эмоции ребенка. Не стоит наказывать и обвинять ребенка за эмоции. Принятие поможет ему лучше осознать свои эмоции – как позитивные, так и негативные, – что позволит почувствовать себя лучше понятым.
Принятие и отзеркаливание боли и страданий ребенка. Вы понимаете и отражаете испытываемую человеком боль:
- «Представляю, как тебе обидно»;
- «Я вижу, что тебе грустно»;
- «Я понимаю, что ты злишься»;
- «Это больно, когда попадаешь в такую ситуацию»;
- «Что еще ты почувствовал»;
- «Это называется гневом (разочарованием, ревностью, яростью...».
Важно помочь ребенку дифференцировать эмоции. Момент сопричастности с его переживанием дает возможность ему успокоиться, так его внутренний плач услышан.
Придание чувствам и эмоциям смысла. Вы не только побуждаете своего ребенка выражать свои чувства, но и даете ему понять, насколько они важны для него в настоящий момент:
- «Я понимаю, почему ты злишься»;
- «Это нормально, что ты грустишь»;
- «Я понимаю причину твоего уныния»;
- «Я понимаю, что тебе тяжело из-за того, что случилось»;
- «Сейчас в тебе говорит отчаяние, и я тебя понимаю»
Связь эмоций и ценностей. Чаще всего переживаемые нами эмоции напрямую связаны с важными для нас ценностями. Вы помогаете установить четкую связь между чувствами ребенка (подростка) и тем, что для него по-настоящему важно. Понимание этой связи дает возможность понять истоки и значение эмоций и чувств:
- «Ты ценишь дружбу, поэтому тебе так тяжело»;
- «Ты плачешь, потому что умеешь сочувствовать»;
- «Честность для тебя важна, поэтому ты так переживаешь обман».
Уважение к моменту. Разговаривая и выслушивая своего ребенка, вы даете ему понять, что уважаете чувства, которые он испытывает в настоящий момент:
- «Я понимаю, что тебе трудно, и я с тобой»;
- «Это трудно пережить, но ты не один».
Вы не говорите:
- «Возьми себя в руки»;
- «Забудь об этом»;
- «Не стоит об этом переживать»;
- «Это мелочи жизни, не стоит твоих нервов».
Услышать своего ребенка – значит быть с ним рядом, здесь и сейчас. Для вас обоих существует лишь настоящий момент и все, что к нему относится.
Осознание своей ограниченности
Вы процессе общения со своим ребенком стоит отдавать себе отчет в том, что, несмотря на все ваши старания выслушать, проявить эмпатию и показать, что вам не все равно, приложенные усилия могут ни к чему не привести. Вы понимаете, что ваши возможности небезграничны:
- «Я знаю, что мои слова могут сейчас не помочь, потому что тебе тяжело»;
- «Понимаю, что ты сейчас никого не хочешь видеть и слышать, но знай, я рядом»;
- «Наверно тебя невозможно сейчас утешить, но я попытаюсь».
Такая формулировка подтвердит истинность чувств другого человека, свидетельствуя о вашем принятии этих чувств, а не о настойчивых попытках их изменить.