Найти тему
Эхо войны

КВ-1. Непробиваемый «Клим Ворошилов»

Оглавление

Данный танк получил прозвище «Призрак» от солдат вермахта, склонных к мистицизму, поскольку броня машины оставалась непоколебимой даже под огнём 37-миллиметровых противотанковых орудий. Появление КВ на поле боя стало неприятным сюрпризом для немецких танкистов, оказавшихся практически беззащитными перед этой тяжёлой машиной. Несмотря на то, что история эксплуатации этого танка была не столь продолжительной, как у contemporaneous T-34, он внес существенный вклад в ход Великой Отечественной войны. Стоит отметить, что именно танки КВ стали предшественниками тяжелых танков ИС-2, признанных лучшими в своём классе за всю историю Второй мировой войны.

-2

Одна башня вместо трех

Появление танка, известного позднее как КВ, было обусловлено разработкой двух экспериментальных моделей тяжелых танков — СМК (имени Сергея Мироновича Кирова) и Т-100. Оба прототипа проектировались согласно доминирующей в то время концепции многобашенной компоновки.

Данный подход к проектированию тяжелых танков, предназначенных для преодоления вражеских укреплений, диктовался военной доктриной того периода. Танки должны были обладать орудием для борьбы с дотами, орудием для уничтожения вражеских танков и пулеметами для поражения живой силы противника.

В начальной стадии разработки как СМК, так и Т-100 имели три башни, которые впоследствии были сведены к двум. По преданию, во время презентации моделей Сталин снял одну из башен макета и поинтересовался у главного конструктора Кировского завода Жозефа Котина о её весе. Узнав, что башня весит три тонны, руководитель государства распорядился убрать лишнюю башню и использовать освободившийся вес для усиления бронирования танка.

-3

Существует ли достоверность такого диалога сегодня - вопрос сложный. Тем не менее, после демонтажа одной из трёх башен с СМК, конструкторы Кировского завода предприняли попытку снять ещё одну башню в экспериментальном порядке.

В случае реализации подобной модификации длинный корпус становился излишним и был укорочен на два опорных катка, что существенно повысило подвижность танка. В дополнение к этому, было принято решение установить на опытный образец новый тип двигателя - дизельный В-2, производство которого только начиналось в Харькове.

-4

Первый опытный образец нового тяжёлого танка, обозначавшийся как У-0, был оснащён нетипичным для современных танков вооружением. В его единственной башне разместили два орудия: 76-миллиметровое основное орудие и 45-миллиметровую пушку, предназначенную для борьбы с танками противника. Несмотря на то, что боекомплект основного орудия насчитывал более ста снарядов, а вспомогательного – всего пятьдесят, полигонные испытания показали, что такая компоновка не даёт преимуществ в бою, а наоборот, усложняет условия работы экипажа, вынужденного тесниться в ограниченном пространстве башни.

Рождение КВ

В конце ноября 1939 года опытный образец танка КВ, вместе с прототипом среднего танка и тяжёлым танком Т-100, был направлен на Карельский перешеек для боевого тестирования в реальных условиях. Из трёх танков, принявших участие в Зимней войне, только один вернулся не просто победителем, но и был официально принят на вооружение. Этим танком стал У-0, которому 19 декабря, спустя два дня после первого боя, было присвоено наименование КВ – «Клим Ворошилов» – в честь Народного комиссара обороны того времени.

-5

Боевое испытание однозначно подтвердило превосходство компактного тяжёлого танка с одной башней над длинными многобашенными танками. Танк У-0, получивший усиленное бронирование за счёт уменьшения габаритов, не имел ни одного пробития корпуса или башни при штурме Хоттиненского укреплённого района. Единственное сквозное попадание было зарегистрировано в пушку – оставшееся на танке 76-мм орудие. 45-мм орудие было демонтировано до отправки танка на фронт, что оказалось оправданным решением. Увеличение внутреннего пространства трёхместной башни положительно сказалось на комфорте экипажа, а отсутствие противотанкового орудия не помешало У-0 успешно отражать атаки вражеских танков. Однако для борьбы с укреплёнными позициями противника, что являлось основной задачей танка, 76-мм орудие Л-11 оказалось недостаточно эффективным.

-6

Несмотря на полученные повреждения, испытания танка У-0 были признаны успешными. После ремонта ствола и устранения других неполадок машина вернулась на фронт и продолжила боевые действия против белофинских войск.

Его эффективность высоко оценил командующий 7-й армией, командарм 2-го ранга Кирилл Мерецков, впоследствии ставший маршалом Советского Союза. Через пять лет, в 1944 году, когда Карельский фронт готовился к наступлению, генерал Мерецков настоял на том, чтобы все имевшиеся в действующей армии танки КВ были переданы под его командование.

Опасная спешка

Несмотря на то, что принятие тяжелого танка КВ на вооружение Красной Армии было осуществлено в спешном порядке, его влияние на ход военных действий оказалось неоднозначным.

С одной стороны, к началу Великой Отечественной войны РККА располагала значительным количеством этих танков, превосходивших по своим боевым характеристикам любые танки противника. Это ярко продемонстрировали многочисленные случаи, когда отдельные танки КВ наносили сокрушительное поражение целым колоннам немецких войск.

Конечно, основными противниками КВ в этот период были легкие чехословацкие танки Pz.35(t), однако и более тяжелые "Тройки" и "Четверки" ранних модификаций не представляли для него серьезной угрозы. КВ обладал существенным преимуществом в дальности стрельбы.

-7

Несмотря на свою внушительную бронезащиту, тяжёлый танк КВ-1 страдал от множества конструктивных недостатков, доставлявших немало хлопот советским экипажам.

Высокая эффективность применения КВ в ходе Великой Отечественной войны была достигнута, главным образом, за счёт тактики ведения боя из засады. Низкая надёжность трансмиссии и ограниченная подвижность танка стали предметом всеобщего обсуждения. Несмотря на свою прочность и мощное вооружение, КВ-1 был перегруженным, что негативно сказывалось на его проходимости, делая невозможным преодоление препятствий, доступных для других танков.

-8

Если бы танк КВ прошёл традиционную для военной техники процедуру испытаний, включающую длительные полигонные испытания и многократное устранение выявленных недостатков, его дальнейшая судьба могла бы сложиться иначе. Однако страна находилась в предвоенном напряжении и нуждалась в мощной, способной противостоять артиллерийскому огню противника машине немедленно. Стоит отметить, что танк Т-34 был принят на вооружение в аналогичной ситуации и, несмотря на это, так и не избавился от ряда проблем, таких как сложности с переключением передач, из-за чего экипажи предпочитали вести бой на второй скорости.

-9

Серийное производство тяжёлого танка КВ-1, получившего такое обозначение после появления модификации КВ-2 с 152-мм гаубицей, было начато на Кировском заводе в феврале 1940 года. Планировалось достичь значительных объемов производства, однако реализовать эти планы не удалось. В результате к началу Великой Отечественной войны советские танковые войска располагали менее чем тремя сотнями таких машин.

Несмотря на ограниченное количество, танки КВ-1 в первых сражениях продемонстрировали высокую эффективность против немецких войск. Однако, эти машины не были предназначены для участия в встречных танковых боях или для поддержки пехоты. Их основным назначением был прорыв сильно укрепленных оборонительных позиций. В июне 1941 года инициативу в прорыве таких линий захватили немецкие войска.

В итоге танки КВ-1 часто привлекались к выполнению задач, выходящих за рамки их основного предназначения, и вынуждены были преодолевать значительные расстояния для достижения районов боевых действий. Это приводило к повышенному износу механизмов, в первую очередь трансмиссии, и к потерям танков не в бою, а во время маршей.

Бронированный скороход

Военные предъявили многочисленные замечания в адрес тяжёлого танка КВ, что привело к разработке его более лёгкой и манёвренной модификации. Под руководством Жозефа Котина, главного конструктора Челябинского тракторного завода, в конце весны - начале лета 1942 года был создан танк КВ-1с ("скороходный").

Для повышения подвижности конструкторы предприняли решительный шаг: незначительно, на несколько миллиметров до полутора сантиметров, уменьшили толщину бронирования бортов и задней части корпуса. Это позволило снизить вес танка на пять тонн, что существенно повлияло на его характеристики.

-10

Внедренные модификации в конструкцию танка КВ-1с не ограничились перечисленными ранее. Танк был оснащен новой литой башней, отличающейся более обтекаемой формой и рациональными углами наклона брони. Незначительное увеличение габаритов башни, в совокупности с оптимизированным расположением рабочих мест экипажа, повысило комфорт наводчика, заряжающего и командира танка. Последний получил дополнительно командирскую башенку, что позволило устранить существенный недостаток КВ-1 – ограниченную видимость в бою.

Кроме того, на танке КВ-1с была заменена коробка передач. Новая трансмиссия оказалась более надежной и вызвала меньше нареканий со стороны войск.

Появление тяжелого танка КВ-1с совпало с одним из самых критических периодов Великой Отечественной войны – накануне Сталинградской битвы. В ходе боев на Волге и Дону он сыграл важную роль в разгроме противника, вновь подтвердив свою высокую защищенность.

Ситуация кардинально изменилась после того, как вермахт начал массово вооружать свои войска новыми тяжелыми и средними танками с длинноствольными орудиями крупного калибра – «Тигры» и «Пантеры». Советские танкисты оказались в той же ситуации, в которой находились немецкие танкисты летом 1941 года: для пробития брони немецких танков требовалось приблизиться на расстояние 300-500 метров, в то время как противник мог вести огонь с вдвое большей дистанции.

-11

Таким образом, необходимость в танках с иными тактико-техническими характеристиками привела к прекращению производства танков КВ. Попытка их существенной модернизации послужила основой для создания тяжёлого танка ИС-1, на базе которого был разработан легендарный ИС-2. Вооружённый 122-миллиметровым орудием и имея корпус, напоминающий КВ, но более приземистый и удлинённый, ИС-2 стал грозным противником для немецких танков "Тигр" и "Пантера". Примечательно, что в течение определённого периода времени танк КВ и его модифицированная версия использовались вместе с ИС-2. К концу 1944 года на фронте всё ещё находилось около двухсот танков КВ-1 и КВ-1с из общего количества 4775 выпущенных танков всех модификаций за четыре с небольшим года.