Дипломная работа 2024 год. Колледж Московского педагогического государственного университета.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Теоретические основы развития читательских интересов младших школьников
1.2 Организационно-методическое обеспечение проекта, создания сборника тематических дней к недели литературного чтения
Вывод по первой главе
2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Сборник сценариев тематических дней к недели литературного чтения "Чтение – вот лучшее учение!"
2.2. Методические рекомендации по использованию в начальных классах сборника тематических дней "Чтение – вот лучшее учение!"
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ. 45 стр.
Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления.
Введение
Актуальность темы. В условиях стремительного развития информационных технологий и цифровизации общества, проблема сохранения и развития читательских интересов у младших школьников приобретает особую актуальность. Современный мир переполнен информацией, доступной в огромном количестве и форматах: интернет, мобильные устройства, социальные сети предоставляют нам быстрый и легкий доступ к знаниям и развлечениям. В этих условиях чтение, как традиционный способ получения знаний и развития личности, становится все более важным, но и более сложным.
Наблюдается тенденция к снижению интереса к книгам и чтению у младших школьников, обусловленная несколькими факторами. Во-первых, возрастающее влияние цифровых технологий: дети часто предпочитают смотреть видео, играть в онлайн-игры, общаться в социальных сетях, чем читать книги. Во-вторых, отсутствие мотивации: чтение может восприниматься как обязанность, а не как удовольствие. Дети не всегда могут самостоятельно найти книги, которые их заинтересуют. В-третьих, отсутствие примера: не все родители и учителя являются заядлыми читателями, и дети не всегда видят пример увлеченного чтения в своем окружении.
Снижение уровня сформированности читательского интереса у младших школьников имеет негативные последствия для их развития. Чтение развивает воображение, критическое мышление, память, концентрацию внимания, что необходимо для успешной учебы в школе и в жизни, а также расширяет знания о мире, о культуре, о истории, о разных людях и их жизненных путях. Чтение способствует развитию эмоционального интеллекта, помогает понять собственные чувства и эмоции, научиться сопереживать другим людям.
Таким образом, актуальность темы развития читательских интересов у младших школьников в современном обществе не подлежит сомнению. Необходимо найти эффективные методы стимулирования чтения у детей, чтобы помочь им открыть для себя увлекательный мир книг и почувствовать все преимущества чтения.
Основной проблемой является снижение уровня сформированности читательского интереса у младших школьников, что негативно влияет на их когнитивное развитие, формирование личности и готовность к успешной учебе в старших классах.
Область исследования – педагогика, а именно методика обучения литературному чтению в начальной школе.
Объектом исследованияявляется процесс формирования читательского интереса у младших школьников.
Предметом исследованияявляется организация тематической недели литературного чтения как средства развития читательских интересов у младших школьников.
Цель исследования – разработка и апробация эффективной модели организации тематической недели литературного чтения, направленной на развитие читательских интересов у младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы развития читательских интересов младших школьников;
- создать организационно-методическое обеспечение проекта создания сборника тематических дней к недели литературного чтения, направленное на развитие читательских интересов младших школьников;
- разработать и апробировать сборник сценариев тематических дней к недели литературного чтения "Чтение – вот лучшее учение!";
- предложить методические рекомендации по использованию в начальных классах сборника тематических дней "Чтение – вот лучшее учение!"
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирические: диагностика читательского интереса у учеников 2-Б класса МБОУ "СОШ №1" города Красногорска с использованием тестов "Любимые книги" и "Ассоциации "Чтение", апробация разработанной модели организации тематической недели литературного чтения, анализ и интерпретация полученных данных.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов для организации эффективных мероприятий по развитию читательских интересов у младших школьников, родителями для стимулирования чтения у своих детей, а также для создания методических рекомендаций по организации тематических недель литературного чтения в начальной школе.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Теоретические основы развития читательских интересов младших школьников
Современный мир предлагает детям множество способов получения информации, от просмотра телевизора до использования смартфонов, делая традиционное чтение менее привлекательным. Однако, формирование навыков чтения остается неотъемлемой частью успешного обучения, как в начальной школе, так и в старших классах, а также в дальнейшей жизни.
Несмотря на это, педагоги и родители все чаще сталкиваются с проблемой снижения интереса к чтению у детей младшего школьного возраста. Это связано с недостаточным вниманием к мотивационным аспектам процесса обучения чтению.
Для решения этой проблемы необходимо разработать комплексный подход, который будет учитывать индивидуальные особенности ребенка, такие как возраст, психологические особенности и интересы, и активно вдохновлять детей на чтение с помощью разнообразных методов и материалов, способных заинтересовать и мотивировать их.
Ключевым моментом является понимание тесной взаимосвязи между развитием навыков чтения и интересом к чтению. Необходимо создать образовательную среду, которая будет способствовать развитию и тех, и других. Только такой подход может решить проблему снижения интереса к чтению и поспособствовать формированию прочных навыков чтения у детей младшего школьного возраста.
"Люди перестают мыслить, когда они перестают читать". Эти слова когда-то прозвучали из уст французского мыслителя Д. Дидро, и по-прежнему они остаются актуальными и в наши дни. Развитие интереса к чтению имеет большое значение не только с образовательной, но и с развивающей и воспитательной точек зрения.
Формирование устойчивого интереса к чтению у детей младшего школьного возраста является важной задачей, стоящей перед педагогами. Уже с первого класса необходимо приучать детей воспринимать книгу не только как источник знаний, но и как инструмент коммуникации и творческого самовыражения[3].
С помощью ярких иллюстраций и интересных заданий, таких как поиск ответа на загадку по картинке или вдумчивое рассматривание изображений, можно заинтересовать детей в содержании книги. В дальнейшем, постепенно вводя чтение текста - сначала учителем, а затем и учениками, можно сделать уроки обучения грамоте неотъемлемой частью ознакомления первоклассников с книгами и процессом чтения.
2. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Сборник сценариев тематических дней к недели литературного чтения "Чтение – вот лучшее учение!"
На базе МБОУ "СОШ №1" города Красногорска в Московской области была проведена диагностика юмора младших школьников 2-Б класса.
Обучающиеся прошли тестирование по двум методикам, с целью выявления у них читательского интереса:
1. Тест "Любимые книги"(прил. 1);
2. Тест на ассоциации "Чтение" (прил. 2);
В табл. 1 приведены ответы учеников на тест "Любимые книги",
Талица 1
Первичная диагностика читательского интереса учеников 2-Б класса по тесту "Любимые книги"
Анализ результатов тестирования "Любимые книги" среди 25 учеников 2-Б класса позволяет сделать несколько интересных выводов о читательских предпочтениях младших школьников:
- во-первых, подтверждается традиционная любовь детей к сказкам. 72% опрошенных назвали этот жанр своим любимым. Это говорит о том, что волшебные истории, яркие герои и необычные приключения по-прежнему захватывают воображение детей и помогают им погружаться в мир фантазии;
- во-вторых, данные тестирования указывают на конкретные книги, которые уже завоевали сердца детей. "Алиса в стране чудес" и "Денискины рассказы" оказались самыми популярными, набрав 32% и 28% голосов соответственно. Возможно, "Алиса" привлекает своей фантастичностью, необычными героями и загадочным сюжетом. "Денискины рассказы", вероятно, находят отклик у детей благодаря близким им ситуациям и юмору, позволяя идентифицировать себя с главным героем.
2.2. Методические рекомендации по использованию в начальных классах сборника тематических дней "Чтение – вот лучшее учение!"
Сборник сценариев тематических дней "Чтение – вот лучшее учение!" представляет собой ценный инструмент для учителя начальных классов, желающего организовать яркую и запоминающуюся Неделю Литературного Чтения, направленную на стимулирование читательской активности и воспитание любви к литературе у младших школьников. Сборник предлагает сценарии для разнообразных тематических дней, каждый из которых посвящен отдельному аспекту литературного мира, от Дня любимого автора до Дня фантастических историй.
Важно понимать, что сборник не является жестким планом, а представляет собой фундамент, на котором учитель может строить свою собственную неделю литературного чтения, внося свои идеи и адаптируя задания под конкретные нужды и интересы класса. Гибкость и адаптивность сборника, ориентированного на активное участие учеников в процессе обучения, делают его универсальным инструментом. Сценарии предлагают интерактивные задания, игры, конкурсы, театрализованные постановки, что позволяет детям не просто пассивно слушать рассказы о литературе, но и самостоятельно работать с текстами, использовать справочную литературу, развивать творческие способности.
Полная версия работы у нас на сайте.
Дипломные, курсовые работы для педагогического колледжа. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте /
Т. 7-988-027-88-34.