Найти тему
Автоюрист. Всё о ДПС.

Почему виновата в ДТП скорая помощь с включенными маячками, если она попала в ДТП с автомобилем, который не нарушал ПДД

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Все водители прекрасно знают, что согласно пункта 3.2 ПДД РФ в обязанность водителя входить уступить дорогу спец транспортному средству (скорая, полиция, МЧС и т.п.), который движется с включённым маячком синего цвета и звуковым сигналом, при этом водитель обязан уступить дорогу даже если спец автомобиль едет в нарушении ПДД РФ, например на красный, либо с второстепенной дороги.

В нашу юридическую контору совсем недавно обратился водитель, который рассказал, что он проезжал перекрёсток на зеленый сигнал светофора и не заметил скорую, которая «летала» на красный сигнал светофора слева от него пересекая перекрёсток, произошло ДТП и в нём обвинили водителя в том, что он был обязан уступить дорогу скорой, так как она ехала со спец сигналом. С этим водитель был не согласен, так как по его мнению, вина минимум обоюдная, так как он ехал не нарушая ПДД РФ.

Обратившемуся водителю мы пояснили, что в данном ДТП виновник очевиден и им является водитель скорой помощи, так как он едет в нарушении ПДД РФ, т.е. на красный сигнал светофора. Обратившийся водитель виноват лишь в том, что он не уступил дорогу скорой со спец сигналом, но это нарушение будет сопутствующим.

Поясним, давайте внимательно прочтём пункт 3.1 ПДД РФ, это важно так как именно данный пункт регламентирует действия водителя спец транспорта, который отступает от требований ПДД РФ.

Цитата: «Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований раздела 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8-18 настоящих Правил, при условии обеспечения безопасности движения.

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу».

Важное в данных пунктах мы выделили, а именно водитель, допустим скорой помощи отступив от ПДД (например, проехав на красный сигнал светофора) обязан обеспечить безопасность дорожного движения, а если произошло ДТП, то получается он безопасность не обеспечил. Плюс ко всему вторая часть пункта 3.1 ПДД РФ, чётко и не двусмысленно трактует, что преимуществом в движении водитель спец транспорта с включенной мигалкой может воспользоваться только если ему уступают дорогу, другими словами, если ему не уступают дорогу, то преимущества в движении у него нет и он так же обязан уступать дорогу тем автомобилям, которые имеют преимущества в движении, т.е. едут по главной дороге, на зеленый сигнал светофора и т.п.

Обратившемуся водителю мы пояснили, что шансов на обжалование решения ГИБДД много и есть смысл обжаловать решение.

Поэтому стоит сделать вывод, что если Вы попали в ДТП со спец транспортом, который отступил от требований ПДД (двигался на красный, с второстепенной и т.п.) при этом ехал с включенным спец сигналом, то виноват в данном ДТП водитель спец транспорта, так как он грубо нарушил пункт 3.1 ПДД РФ, т.е. так как ему не уступали дорогу он не имел право проехать первым.

Но тут стоит заметить, что водитель автомобиля, который столкнулся с спец автомобилем с включенным звуковым и световым сигналом виновен в нарушении пункта 3.2 ПДД РФ, а именно в том, что не уступил дорогу спец транспорту, но данное нарушение будет являться сопутствующим в ДТП, т.е. не из-за него произошло ДТП, а произошло оно из-за того, что кто то ехал на красный, не уступил дорогу выезжая с второстепенной и т.п. Другими словами нарушение водителем пункта 3.2 ПДД РФ это тоже самое нарушение ПДД РФ, как и езда без полиса ОСАГО в момент ДТП. За данное нарушение водителю составят протокол и направят его в суд, конечно по данному протоколу водителя признают виновным.

На практике сейчас инспектора ГИБДД в большинстве случаев в подобных ДТП усматривают обоюдную вину, т.е. нарушение пункта 3.2 ПДД водителем не считают сопутствующим нарушением, а нарушением из-за которого произошло ДТП, но если такое решение обжаловать, то в 90% случаев оно развалится в суде.

Подписывайтесь на наш канал «Автоюрист. Всё о ДПС» и читайте полезные для водителей статьи и смотрите полезное видео каждый день!

Спасибо за внимание!