Сегодняшняя статья задумывалась как прямое продолжение статьи про переоцененные альбомы и нейросети. Я вновь обратился к ChatGPT, на этот раз с просьбой назвать самые недооцененные альбомы в истории. И если в первом случае искусственный интеллект выдал список со спорной, но всё же обсуждаемой аргументацией, то теперь доводы нейросети не выдерживали никакой критики. Например, ChatGPT предложил хитовый и признанный критиками альбом группы The Killers "Sam’s Town" с формулировкой "его сначала не оценили, а потом оценили". Или Innuendo - последний релиз Queen, записанный при жизни Фредди Меркьюри - с ремаркой "альбом, конечно, очень известный, но заслуживаете еще больше внимания". И тогда я понял, что в этот раз осмысленного диалога с ChatGPT у нас не получится.
«Но ведь есть крупные музыкальные медиа – Pitchfork, NME, Paste. Уж они-то наверняка знают толк в недооцененных альбомах и писали про это статьи» - подумал я, и пошёл изучать вышеперечисленные издания. Оказалось, и правда писали, только вот с каким-то зашкаливающим снобизмом и извращённым эстетством:
Самый недооценённый альбом в истории музыки - это сборник афро-джаза, выпущенный сербской инди-группой «Рыбий крик» в 1997 году
- примерно так прогрессивные журналы представляют себе категорию недооценённой музыки. Мне же хотелось сделать выпуск с понятной музыкой, которую при желании можно добавить в плейлист, а не разбирать на семинарах по культурологии.
В итоге впервые за всю историю канала я не стал опираться на чьё-то мнение и составил субъективную подборку альбомов, которые лично я считаю недооцененными. С этим же связано и ограничение XXI веком – начиная с 2000-х я уже активно следил за миром музыки, и собственными глазами мог наблюдать пониженный интерес критиков и слушателей к этим релизам.
Ваши комментарии приветствуются как никогда: во-первых, высказывайте мнение по поводу моих вариантов, во-вторых, предлагайте собственные варианты недооценённых альбомов. Будем коллективно открывать музыкальные алмазы.
No Doubt - Push and Shove
В середине апреля этого года в Калифорнии прошёл очередной фестиваль Коачелла, который, помимо прочего запомнился воссоединением No Doubt.
Музыкальное сообществе с восторгом восприняло новость о возвращении на сцену одной из главных рок-групп конца 90-х, и надо сказать, сет они отыграли и правда очень крутой.
Но хочется спросить, где же это музыкальное сообщество было 12 лет назад, когда группа уже воссоединялась, и после 10-летнего перерыва выпустила один из своих лучших альбомов Push and Shove?
Большинство моих знакомых, даже активно следящих за индустрией, уверены, что No Doubt распались где-то в начале 2000-х, во времена Hella Good и It’s My Life, и с тех пор новую музыку не выпускали. И отчасти это так, именно в тот период Гвен с головой ушла в сольное творчество подарив нам Cool и прочие нетленки. Но спустя 10 лет она вновь собралась с парнями и вместе они выпустили Push and Shove – классический ноудаутовский поп-рок-ска альбом с целой кучей хороших треков.
Причём на момент выхода этого релиза в 2012 году группа уже прочно закрепилась в статусе ветеранов сцены, а потому могла позволить себе не укладываться в коммерческую альбомную структуру: несколько синглов для радио, две танцевальные песни, потому что сейчас это модно, одна слезливая акустическая баллада и так далее. Они записали самобытный и (в хорошем смысле) разношёрстный альбом, где в равной степени есть место и мелодичности, и драйву. Закрывающая композиция, Dreaming the Same Dream и вовсе, на мой взгляд, является лучшим творением No Doubt.
Но то ли из-за слабого маркетинга, то ли из-за неудачного тайминга Push and Shove, вышел в релиз и моментально ушёл в небытие, как будто бы его и вовсе не было. Ни громкой промо-компании, ни тура в поддержку альбома – ничего этого не случилось, лишь с десяток обзоров от музыкальных изданий и довольно скромные по меркам других записей No Doubt продажи. Получился незаслуженно обделенный вниманием альбом-призрак, теперь часто встречающийся в подборках с самыми недооцененными релизами последних 20 лет. Так что, если вы хорошо относитесь к творчеству Гвен Стефани и ее коллег по группе – не поленитесь и раскопайте Push and Shove на любом стриминговом сервисе, он и того и правда стоит.
Кино - 12_22
Настала очередь тяжелой артиллерии. Когда заходит речь об этом альбоме, сразу же рассеиваются все полутона – одни считают, что это талантливо и гениально, другие – что это жалкая попытка срубить бабла и танцы на костях. Я говорю об альбоме 12_22 группы Кино, вышедшем в конце 2022 года.
Если кто-то не слышал об этом проекте, то вот краткая предыстория. В 2012 году у музыкантов Кино и сына Виктора Цоя Александра родилась идея перезаписать инструментальные партии к некоторым песням группы. Причём выбор треков основывался не на народной популярности, а на качестве записи исходников. Заново записать решили не главные хиты, а композиции, которые изначально были записаны не так как хотелось в силу технических ограничений того времени и других объективных причин. И задумывалось это всё как творческий эксперимент, без упора на коммерцию.
Но в конце 2010-х произошло сразу два важных события. Во-первых, к участникам Кино вернулись авторские права на собственные песни, которые в 90-е у них, если называть вещи своими именами, отжала звукозаписывающая компания Moroz Records. Во-вторых, аудиотехнологии развились до того уровня, когда стало возможным аккуратно отделить вокал Виктора Цоя от исходников и свести всё заново. Так родился проект 12_22 и серия живых выступлений Кино.
И хотя я тот еще зануда и любитель всё покритиковать, но в данном случае я полностью на стороне тех, кто считает 12_22 выдающимся прецедентом. Во-первых, мне импонирует подход Каспаряна, Титова и Тихомирова к самой концепции перезаписи. Они не стали делать экспериментальные аранжировки, чтобы Кино зазвучало по-новому, не стали приглашать каких-нибудь Басту или Зиверт, чтобы получился модный трибьют, они просто заново записали собственные песни так, как изначально их задумывали, а голос Цоя бережно очистили от шумов и помех и вернули на своё место.
На этом фоне выступление Короля и Шута с голограммой Горшка или лайв-альбом Queen с вокалом Адама Ламберта вместо Фредди Меркьюри кажутся мне гораздо более низкосортными идеями, чем деликатное обновление своих же песен группой Кино.
Во-вторых, это и правда звучит хорошо. Даже в обновлённом, причёсанном и прилизанном варианте, это всё еще не похоже ни на что из современной рок-музыки. Парадоксально, что в 2024 году самый интересно звучащий русский пост-панк выдают не Motorama или Буерак, а Кино.
Кстати, в 2024 году они выпустили такую же перезапись своего пятого студийного альбома «Это не любовь», так же тихо, без пафоса и лишнего шума в медиапространстве. Так что, на мой взгляд, это очень интересный и деликатно обращающийся с наследием проект, который заслуживает гораздо большего внимания, чем он по факту получил.
Ryan Adams - 1989
Следующий участник подборки немного сломает вам мозг, потому что крайне недооценённым релизом я считаю альбом Тейлор Свифт, записанный не Тейлор Свифт. Но давайте по порядку. Вот это Брайан Адамс, хорошо всем известный канадский певец:
Если убрать из его имени первую букву, то получится совершенно другой человек, Райан Адамс, чуть менее известный массовой аудитории американский рок певец, который, впрочем, ничуть не менее талантлив, чем его коллега с буквой Б:
Скорее всего, вы неоднократно слышали песни Райана Адамса, потому что их обожают продюсеры сериалов за особую цепляющую меланхоличность – он присутствует в саундтреке абсолютно всех главных сериалов нулевых, от Клинки до Доктора Хауса.
В 2015 году Адамс переживал трудный развод с певицей и актрисой Мэнди Мур, вместе они прожили чуть больше 8 лет. И этот сложный период ему помог пережить альбом Тейлор Свифт 1989, вышедший годом ранее.
Райану Адамсу безумно нравилась сама запись, но ему казалось, что изначальная красота лирики и мелодизм композиций напрочь утонули в глянцевом и отполированном до блеска продакшене. Что отчасти было правдой, так как в тот период Тейлор Свифт уже была звездой первой величины, но всё еще подчинялась правилам и требованиям звукозаписывающего лейбла. Тогда Адамс решает полностью перезаписать альбом Свифт, но в более камерной и спокойной манере, по звучанию балансирующей на стыке The Smiths и Брюса Спрингстина.
Результатом стала прекрасная одноименная запись 1989, вышедшая в сентябре 2015 года и абсолютно не похожая на оригинал. Это была задумчивая и мечтательная музыка, под которую хочется ехать за рулём по ночной трассе и думать о жизни. И это не было хуже или лучше, чем первоначальный вариант Тейлор Свифт – всё-таки 1989 является одним из главных поп-альбомов десятилетия - нет, это просто была совсем другая музыка из совсем другой меланхоличной вселенной.
И хотя альбом не привлёк внимания широкой аудитории, у него всё же появились преданные фанаты. Например, Тейлор Свифт. Она лично пришла на Шоу Говарда Стерна, где в тот момент в гостях был Райан Адамс, чтобы поблагодарит его за проделанную работу и признаться, что творчество Райана Адамса во многом вдохновило ее на написание первых песен в подростковом возрасте. Ответ на вопрос, что будет если скрестить музыку Тейлор Свифт и The Smiths, ищите на цепляющем альбоме Райана Адамса 1989.
Sting - The Bridge
В одном из прошлых выпусков я упоминал, что раньше у меня был собственный магазин винила. Пластинки приходили из Европы, от нескольких крупных поставщиков. Как и в любом сегменте торговли, у этих поставщиков периодически проходили распродажи. То Пинк Флойд выставят по 10 евро, то объявят неделю Нирваны. Но были две пластинки, на которые скидка распространялась перманентно – последний релиз Аббы и новый альбом Стинга.
Видимо, очень уж низкий на них был спрос. C Аббой всё более-менее понятно – глубоко пожилым людям предложили огромные деньги, чтобы осуществить реюнион века, который вылился в приятный лонгплей, созданный толпой продюсеров, но уж никак не Аббой.
Но вот со Стингом всё куда более загадочно. Гордон Самнер, которого мы все знаем под псевдонимом Стинг, выпустил свой последний поп-рок альбом Sacred Love в 2003 году, большинству он знаком по синглу Stolen Car.
И затем начались эксперименты. Сначала Стинг ударился в средневековую музыку, затем у него был период увлечения английским фольклором, и лишь через 10 лет, в 2016, Гордон вспомнил о своём рок-прошлом и выпустил альбом, название которого можно перевести как «Пересечение 57й и 9й улиц».
Но запись звучала довольно искусственно, как будто лейбл настойчиво попросил Стинга на время отвлечься от средневековья и выпустить что-то "радио-приемлемое". Затем опять последовали эксперименты, на этот раз на территории рэгги, и вот в 2021 году выходит The Bridge. Когда я впервые включил этот альбом, я ожидал услышать очередную порцию средневекового рэгги с примесью старинных матросских песен, но услышал я нечто прекрасное.
Стинг наконец очнулся от своих творческих изысканий, и понял, что погружаться в новые для себя жанры – это еще полдела. Гораздо сложнее эти жанры перерабатывать и доносить до слушателя в какой-то простой и понятной форме. Именно это и произошло на The Bridge – тут есть и средневековая музыка, и фольклор, и сложный джаз, но всё это подано в ритмичной и простой для восприятия обёртке, балансирующей на грани классического Стинга и группы The Police.
Как по мне, так это лучший альбом Стинга со времен Mercury Falling, то есть с 1996 года. И я считаю абсолютно несправедливыми те сверхнизкие продажи, которые продемонстрировал The Bridge. Возможно, меломаны уже смирились с экспериментами Стинга и попросту не надеялись на возвращение к корням, а оно произошло. Поэтому давайте вместе исправлять это недоразумение - The Bridge явно достоен вашего внимания.
Kings Of Convenience - Peace or Love
Легким движением руки самые недооценённые альбомы XXI века превращаются в самые недооцененные группы XXI века. Раз уж сегодня у нас получился выпуск рекомендательного характера, то пользуюсь моментом и настоятельно рекомендую вам ознакомиться с творчеством группы Kings of Convenience, если вы раньше о ней не знали. Это два норвежца, с фамилиями Ойе и Бо, совершившие тихую революцию в поп-музыке.
Представьте, что в современный ландшафт российской попсы вдруг врывается коллектив, исполняющий бардовскую песню в духе Юрия Визбора и Олега Митяева под аккомпанемент двух акустических гитар. Мне кажется, публика сначала удивилась бы, а затем окрестила бы это всё пост-мета-бардовской музыкой и вывела в тренды года. На западе это произошло ещё в начале 2000-х, когда Kings of Convenience выпустили свой дебютный альбом Quiet Is the New Loud.
На фоне находящихся на тот момент на пике славы Агилеры, Иглесиаса и Лопез, музыка норвежцев звучала, мягко говоря, необычно, но жутко притягательно: там целая толпа саунд-продюсеров тщательно полирует каждый звук, а тут два парня просто играют на гитарах, и при этом совсем не очевидно, какой из двух треков лучше. До этого в музыкальной индустрии такое удавалось провернуть разве что Саймону и Гарфанкелу в 60-х.
Со временем Kings of Convenience приобрели культовый статус в среде меломанов, и музыкальное сообщество разделилось на два лагеря: те, кто их обожает, и те, кто про них не знает. Эрленд Ойе и Эйрик Бо последовательно выпустили три альбома, и в 2009м ушли на бессрочный творческий перерыв, всячески давая понять, что история Kings of Convenience закончена.
И вдруг через 12 лет, когда уже никто не ждал, они выпускают новый альбом Peace or Love, полностью выдержанный в их фирменном акустик-фолк стиле.
Лично я очень боялся, что они изменят своему звучанию и предпримут попытки вторгнуться на территорию современной поп музыки, но нет – это была всё та же мягкая, обволакивающая акустика, при этом повзрослевшая и поэтически сделавшая шаг вперёд.
Peace or Love стал самым удачным альбомом Kings of Convenience, вышедшим в неудачное время - в самый разгар пандемии. Как следствие, никакого тура, никакого промоушена, просто новая строчка в дискографии на стриминговых сервисах и низкий интерес как слушателей, так и критиков. При том, что Kings of Convenience – это, пожалуй, лучшее, что случалось с современной музыкой за долгие годы и стопроцентная рекомендация каждому меломану.
А сегодня на этом всё, увидимся в следующем выпуске, друзья. Пока!