Найти в Дзене
Cat_Cat

Император Александр - человек и пароход

Знаете ли вы, что во время Первой Мировой Войны на турецком фронте в рядах славных войск, авиации и флота Российской Империи сражались императоры Александр III и Александр I? Причем физически это был один и тот же "активный штык" в составе овеянного славой побед Черноморского флота.
Речь, разумеется, идет не о почившем в бозе императоре-миротворце, да и царственный сибирский старец тут ни при чем. Героем этого текста является изначально ничем не примечательный грузо-пассажирский пароход, в разное время носивший имена двух государей. История этого корабля началась в 1913 году, когда Русское Общество Пароходства и Торговли заказало в шотландском Дамбортоне постройку нового парохода для собственных нужд. Империя переживала подъем, только что с размахом прошли празднования по случаю трехсотлетия дома Романовых, а РОПиТ стала практически монополистом грузо-пассажирских перевозок на юге России. Новых кораблей решительно не хватало, старички образца 1850-х годов уже не справлялись с нагрузко

Знаете ли вы, что во время Первой Мировой Войны на турецком фронте в рядах славных войск, авиации и флота Российской Империи сражались императоры Александр III и Александр I? Причем физически это был один и тот же "активный штык" в составе овеянного славой побед Черноморского флота.

Речь, разумеется, идет не о почившем в бозе императоре-миротворце, да и царственный сибирский старец тут ни при чем. Героем этого текста является изначально ничем не примечательный грузо-пассажирский пароход, в разное время носивший имена двух государей.

Александр III, он же Александр I, он же Республиканец, он же Ламартин, но же будущий Кхай Динем. Пароход честной судьбы.
Александр III, он же Александр I, он же Республиканец, он же Ламартин, но же будущий Кхай Динем. Пароход честной судьбы.

История этого корабля началась в 1913 году, когда Русское Общество Пароходства и Торговли заказало в шотландском Дамбортоне постройку нового парохода для собственных нужд. Империя переживала подъем, только что с размахом прошли празднования по случаю трехсотлетия дома Романовых, а РОПиТ стала практически монополистом грузо-пассажирских перевозок на юге России. Новых кораблей решительно не хватало, старички образца 1850-х годов уже не справлялись с нагрузкой, а строить новые пароходы было банально негде - верфи были загружены заказами на военные или сугубо торговые корабли. Да и смогли ли бы они построить корабль нужного качества - бабушка надвое сказала, все-таки промышленность Российской Империи это, в некоторых вопросах, величина скорее гипотетическая, чем реальная. Но без обновления своего небольшого флота компания не могла, поэтому по старинной традиции заказала корабль в Англии. Тамошние мастеровые получили щедрую плату, взяли под козырек и к 1914 году пароход со звучным именем "Император Александр III" прибыл в Крым.

Император Николай I, практически систершип Александра III
Император Николай I, практически систершип Александра III

Ничто не предвещало каких-либо бед или убытков, пароход исправно курсировал по маршрутам между портами Крыма, Новороссии и Кубани, перевозя товары и пассажиров. Новенькие паровые машины позволяли пароходу развивать скорость аж в 15 узлов, что делало его одним из самых быстрых судов в распоряжении компании. РОПиТ богатело, пассажиры успешно прибывали в места назначения, а грузы на нужные товарные склады. Так бы и длилось это благолепие, если бы на Балканах, в сербском Сараево, не раздались выстрелы из браунинга, прогремевшие на всю Европу.

А дальше извращения понеслись галопом: Австро-Венгрия выдвинула Сербии ультиматум, тут же начала активно бряцать оружием Германская империя, из-за чего сразу начали петушиться французы, а нагло-саксы принялись нервно заваривать чай. В ответ на робкие предложения, в духе кота Леопольда, со стороны русского царя, было твердо и четко сказано: все хорошо, сейчас будем драться. Ну а дальше вы знаете.

Как это могло повлиять на судьбу отдельного пароходика? А вот как. РОПиТ, как любая уважающая себя успешная (((частная))) компания в России, была тесно связана с государственными структурами. Некоторые военные или имевшие значение для государственных служб грузы перевозились на ее судах, а самое главное - в случае войны РОПиТ было обязано передать в распоряжение русского императорского флота часть своих пароходов для переоборудования их во вспомогательные корабли. Именно эта судьба и постигла новый РОПиТовский пароход "Император Александр III". Пароход ободрали как липку, лишив всякой привлекательности в качестве пассажирского, но освободив жизненно необходимое пространство под каюты экипажа и корабельную артиллерию. Пароход получил 8 орудий: шесть 120-мм скорострельных пушек Канэ и две 47-мм пушки Гочкиса. Ставший вполне себе грозным, пароход мог бы начать геройски рейдерствовать на каботажных маршрутах вдоль турецкого побережья, но тут обнаружилось страшное. Оказалось что в составе Черноморского флота уже есть один "Император Александр III" - достраивающийся линкор. Естественно никто не стал переименовывать могучего стального гиганта, и переназваться пришлось пароходу. С типично флотской смекалкой, из его имени были выкинуты две латинские литеры I, после чего он стал официально именоваться "Александром I".

Но флотское начальство на этом не успокоилось и вскоре вспомогательный крейсер "Император Александр I" был переоборудован в гидроавиатранспорт. Черноморский флот располагал довольно большой группировкой гидросамолетов, причем вполне себе качественно работали аж две авиашколы, где готовили пилотов и летчиков-наблюдателей (штурманов) для таких машин, поэтому никто не стал отказываться от возможности заиметь корабль, способный довезти гидросамолеты до нужного места, выпустить их на врага, а затем принять обратно и увезти на базу. Тем более что никаких других вариантов для этого, кроме переоборудования гражданских пароходов, у тогдашнего флота и не было. Ничего не попишешь - морская авиация только зарождалась и специализированных кораблей для нее еще никто не строил. Вот так изначально просто хороший гражданский пароход превратился в "длинную руку флота". И он был не одинок в этом отношении - точно такая же судьба постигла его одноклассника, пароход все того же РОПиТ "Император Николай I".

В 1915 году "Император Александр I" был официально введен в состав отряда корабельной авиации Черноморского флота и получил боевое крещение во время рейда на Зонгулдак. На тот момент не существовало полноценного железнодорожного сообщения между этим крупнейшим в Турции источником угля и базами турецкого флота (хотя однополосная железная дорога непосредственно между угольными шахтами уже была), и выведение его из строя даже на несколько месяцев могло парализовать флот османов, и без того не особо страшный, развязав русскому флоту руки для любых десантных или бомбардировочных операций. Операцию разработали и осуществили так, чтобы никто не догадался. Сначала к Босфору выдвинулись основные силы флота, вроде как демонстрируя решимость начать прорыв, а гидроавиатранспорты с небольшим прикрытием, тихой сапой подошли к городку и начали мстить за приснопамятную "Севастопольскую побудку" - рейд турецкого флота, без объявления войны обстрелявшего почти все крупные города и порты на черноморском побережье Российской империи. В ходе рейда на Зонгулдак с борта нового гидроавиатранспорта поднялось 7 гидросамолетов, или, как их еще называли, летающих лодок М-5, конструкции Григоровича (казалось бы, при чем тут Украина?), успешно осуществивших бомбометание по стоящим в порту Зонгулдака турецким транспортам и ж/д терминалу. После того как были получены данные о результатах первого налета, командование флота приняло решение тут же произвести второй, из-за чего корабли провели вблизи целевого города больше рассчитанного времени. Это вылилось в инцидент с немецкой подводной лодкой, скрытно подошедшей на расстояние атаки и выпустившей торпеду по "Императору Александру I". Из-за несовершенства конструкции подводной лодки, в момент залпа она показалась из-под воды, что позволило быстро ее идентифицировать и отогнать, а благодаря высокому уровню подготовки экипажа, гидроавиатранспорт сумел уклониться от встречи с торпедой и завершить бой не понеся потерь.

Угольный порт Зонгулдак. На фото виден узкоколейный ж/д терминал, обслуживающий порт.
Угольный порт Зонгулдак. На фото виден узкоколейный ж/д терминал, обслуживающий порт.

В 1916 году бывший пароход РОПиТ участвовал в рейде на Варну, довольно неудачному для русского флота, но вновь ни самолеты, ни корабль не пострадали - сказался приобретенный опыт, которого противники не имели. В дальнейшем, после успешных действий русских войск генерала Юденича на Кавказском фронте, "Императора Александр I" обеспечивал противолодочное охранение войсковых транспортов во время десантной операции в Лазистане: кораблями доставляли пластунские бригады из Новороссийска и Мариуполя в район бухты Ризе на побережье Лазистана между Батуми и Трабзоном. Особенность этой операции в том, что наравне с кораблями десант оберегали от врага и гидросамолеты. К счастью здесь обошлось без столкновений с вражескими морскими силами.

В 1917 году, после Февральской революции, корабль был переименован, чтобы соответствовать духу времени, и стал называться "Республиканец". И все бы ничего, но после февральской революции грянула октябрьская, а там и гражданская война заполыхала от темна до темна. Использовать гидроавиатранспорт по назначению никто уже и не думал. В 1919 году он ушел из Севастополя во Францию, где до 1921 года находился во фрахте у французского правительства. Вроде бы врангелевская администрация даже какие-то деньги за это получала, но это не точно. Ну а после окончательного завершения гражданской войны и ухода белых из Крыма, французы ничтоже сумняшеся забрали корабль себе. Почистили, подновили, оборудовали для пассажирских перевозок и использовали на средиземноморских линиях как вполне рядовой пароход. Впрочем, и тут без касательства к историческим личностям или процессам у корабля не обошлось - в 1929 году на борту парохода, переименованного в "Ламартин", прокатился не кто-нибудь, а аж сам Шарль де Голль. Правда тогда его еще никто особо не знал.

В 1939 году пароход снова повела дорога приключений - он был отправлен во Французский Индокитай, где стал использоваться по превоначальному предназначению, как грузопассажирское судно. И вновь его переименовали - из "Ламартина" он стал "Кхай Динем". На сей раз обошлось без громких побед и боевых действий, хотя однажды пароходу удалось вновь унизить вражескую подводную лодку - в 1942 году судно успешно избежало торпед, выпущенных американской субмариной SS-184 "Тунец".

Бухта Халонг - место последнего боя героического парохода.
Бухта Халонг - место последнего боя героического парохода.

Свой конец бывший "Император Александр III" встретил в море, по злой иронии став жертвой морской авиации, своего рода первопроходцем которой он был в русском императорском флоте. 22 ноября 1942 г. корабль был атакован группой самолетов ВВС США недалеко от бухты Халонг, что в Тонкинском заливе. Их атаки достигли успеха и старенький пароход ушел на дно. Так завершилась история корабля, задуманного как вполне ординарный пароход, но ставшего прото-авианосцем и с честью прошедшего через множество испытаний.

Его собрат, такой же пароход РОПиТа, "Император Николай I" также был уведен из Севастополя во Францию, а вместе с ним ушла и надежда на продолжение исследований в области морской, и особенно корабельной авиации. В хаосе революций и гражданской войны до них никому не было дела, а затем об этом перспективном направлении военно-морского дела попросту забыли. Впрочем, это уже совсем другая история.

Автор: Николай Кондратьев