Знаете ли вы, что во время Первой Мировой Войны на турецком фронте в рядах славных войск, авиации и флота Российской Империи сражались императоры Александр III и Александр I? Причем физически это был один и тот же "активный штык" в составе овеянного славой побед Черноморского флота.
Речь, разумеется, идет не о почившем в бозе императоре-миротворце, да и царственный сибирский старец тут ни при чем. Героем этого текста является изначально ничем не примечательный грузо-пассажирский пароход, в разное время носивший имена двух государей.
История этого корабля началась в 1913 году, когда Русское Общество Пароходства и Торговли заказало в шотландском Дамбортоне постройку нового парохода для собственных нужд. Империя переживала подъем, только что с размахом прошли празднования по случаю трехсотлетия дома Романовых, а РОПиТ стала практически монополистом грузо-пассажирских перевозок на юге России. Новых кораблей решительно не хватало, старички образца 1850-х годов уже не справлялись с нагрузкой, а строить новые пароходы было банально негде - верфи были загружены заказами на военные или сугубо торговые корабли. Да и смогли ли бы они построить корабль нужного качества - бабушка надвое сказала, все-таки промышленность Российской Империи это, в некоторых вопросах, величина скорее гипотетическая, чем реальная. Но без обновления своего небольшого флота компания не могла, поэтому по старинной традиции заказала корабль в Англии. Тамошние мастеровые получили щедрую плату, взяли под козырек и к 1914 году пароход со звучным именем "Император Александр III" прибыл в Крым.
Ничто не предвещало каких-либо бед или убытков, пароход исправно курсировал по маршрутам между портами Крыма, Новороссии и Кубани, перевозя товары и пассажиров. Новенькие паровые машины позволяли пароходу развивать скорость аж в 15 узлов, что делало его одним из самых быстрых судов в распоряжении компании. РОПиТ богатело, пассажиры успешно прибывали в места назначения, а грузы на нужные товарные склады. Так бы и длилось это благолепие, если бы на Балканах, в сербском Сараево, не раздались выстрелы из браунинга, прогремевшие на всю Европу.
А дальше извращения понеслись галопом: Австро-Венгрия выдвинула Сербии ультиматум, тут же начала активно бряцать оружием Германская империя, из-за чего сразу начали петушиться французы, а нагло-саксы принялись нервно заваривать чай. В ответ на робкие предложения, в духе кота Леопольда, со стороны русского царя, было твердо и четко сказано: все хорошо, сейчас будем драться. Ну а дальше вы знаете.
Как это могло повлиять на судьбу отдельного пароходика? А вот как. РОПиТ, как любая уважающая себя успешная (((частная))) компания в России, была тесно связана с государственными структурами. Некоторые военные или имевшие значение для государственных служб грузы перевозились на ее судах, а самое главное - в случае войны РОПиТ было обязано передать в распоряжение русского императорского флота часть своих пароходов для переоборудования их во вспомогательные корабли. Именно эта судьба и постигла новый РОПиТовский пароход "Император Александр III". Пароход ободрали как липку, лишив всякой привлекательности в качестве пассажирского, но освободив жизненно необходимое пространство под каюты экипажа и корабельную артиллерию. Пароход получил 8 орудий: шесть 120-мм скорострельных пушек Канэ и две 47-мм пушки Гочкиса. Ставший вполне себе грозным, пароход мог бы начать геройски рейдерствовать на каботажных маршрутах вдоль турецкого побережья, но тут обнаружилось страшное. Оказалось что в составе Черноморского флота уже есть один "Император Александр III" - достраивающийся линкор. Естественно никто не стал переименовывать могучего стального гиганта, и переназваться пришлось пароходу. С типично флотской смекалкой, из его имени были выкинуты две латинские литеры I, после чего он стал официально именоваться "Александром I".
Но флотское начальство на этом не успокоилось и вскоре вспомогательный крейсер "Император Александр I" был переоборудован в гидроавиатранспорт. Черноморский флот располагал довольно большой группировкой гидросамолетов, причем вполне себе качественно работали аж две авиашколы, где готовили пилотов и летчиков-наблюдателей (штурманов) для таких машин, поэтому никто не стал отказываться от возможности заиметь корабль, способный довезти гидросамолеты до нужного места, выпустить их на врага, а затем принять обратно и увезти на базу. Тем более что никаких других вариантов для этого, кроме переоборудования гражданских пароходов, у тогдашнего флота и не было. Ничего не попишешь - морская авиация только зарождалась и специализированных кораблей для нее еще никто не строил. Вот так изначально просто хороший гражданский пароход превратился в "длинную руку флота". И он был не одинок в этом отношении - точно такая же судьба постигла его одноклассника, пароход все того же РОПиТ "Император Николай I".
В 1915 году "Император Александр I" был официально введен в состав отряда корабельной авиации Черноморского флота и получил боевое крещение во время рейда на Зонгулдак. На тот момент не существовало полноценного железнодорожного сообщения между этим крупнейшим в Турции источником угля и базами турецкого флота (хотя однополосная железная дорога непосредственно между угольными шахтами уже была), и выведение его из строя даже на несколько месяцев могло парализовать флот османов, и без того не особо страшный, развязав русскому флоту руки для любых десантных или бомбардировочных операций. Операцию разработали и осуществили так, чтобы никто не догадался. Сначала к Босфору выдвинулись основные силы флота, вроде как демонстрируя решимость начать прорыв, а гидроавиатранспорты с небольшим прикрытием, тихой сапой подошли к городку и начали мстить за приснопамятную "Севастопольскую побудку" - рейд турецкого флота, без объявления войны обстрелявшего почти все крупные города и порты на черноморском побережье Российской империи. В ходе рейда на Зонгулдак с борта нового гидроавиатранспорта поднялось 7 гидросамолетов, или, как их еще называли, летающих лодок М-5, конструкции Григоровича (казалось бы, при чем тут Украина?), успешно осуществивших бомбометание по стоящим в порту Зонгулдака турецким транспортам и ж/д терминалу. После того как были получены данные о результатах первого налета, командование флота приняло решение тут же произвести второй, из-за чего корабли провели вблизи целевого города больше рассчитанного времени. Это вылилось в инцидент с немецкой подводной лодкой, скрытно подошедшей на расстояние атаки и выпустившей торпеду по "Императору Александру I". Из-за несовершенства конструкции подводной лодки, в момент залпа она показалась из-под воды, что позволило быстро ее идентифицировать и отогнать, а благодаря высокому уровню подготовки экипажа, гидроавиатранспорт сумел уклониться от встречи с торпедой и завершить бой не понеся потерь.
В 1916 году бывший пароход РОПиТ участвовал в рейде на Варну, довольно неудачному для русского флота, но вновь ни самолеты, ни корабль не пострадали - сказался приобретенный опыт, которого противники не имели. В дальнейшем, после успешных действий русских войск генерала Юденича на Кавказском фронте, "Императора Александр I" обеспечивал противолодочное охранение войсковых транспортов во время десантной операции в Лазистане: кораблями доставляли пластунские бригады из Новороссийска и Мариуполя в район бухты Ризе на побережье Лазистана между Батуми и Трабзоном. Особенность этой операции в том, что наравне с кораблями десант оберегали от врага и гидросамолеты. К счастью здесь обошлось без столкновений с вражескими морскими силами.
В 1917 году, после Февральской революции, корабль был переименован, чтобы соответствовать духу времени, и стал называться "Республиканец". И все бы ничего, но после февральской революции грянула октябрьская, а там и гражданская война заполыхала от темна до темна. Использовать гидроавиатранспорт по назначению никто уже и не думал. В 1919 году он ушел из Севастополя во Францию, где до 1921 года находился во фрахте у французского правительства. Вроде бы врангелевская администрация даже какие-то деньги за это получала, но это не точно. Ну а после окончательного завершения гражданской войны и ухода белых из Крыма, французы ничтоже сумняшеся забрали корабль себе. Почистили, подновили, оборудовали для пассажирских перевозок и использовали на средиземноморских линиях как вполне рядовой пароход. Впрочем, и тут без касательства к историческим личностям или процессам у корабля не обошлось - в 1929 году на борту парохода, переименованного в "Ламартин", прокатился не кто-нибудь, а аж сам Шарль де Голль. Правда тогда его еще никто особо не знал.
В 1939 году пароход снова повела дорога приключений - он был отправлен во Французский Индокитай, где стал использоваться по превоначальному предназначению, как грузопассажирское судно. И вновь его переименовали - из "Ламартина" он стал "Кхай Динем". На сей раз обошлось без громких побед и боевых действий, хотя однажды пароходу удалось вновь унизить вражескую подводную лодку - в 1942 году судно успешно избежало торпед, выпущенных американской субмариной SS-184 "Тунец".
Свой конец бывший "Император Александр III" встретил в море, по злой иронии став жертвой морской авиации, своего рода первопроходцем которой он был в русском императорском флоте. 22 ноября 1942 г. корабль был атакован группой самолетов ВВС США недалеко от бухты Халонг, что в Тонкинском заливе. Их атаки достигли успеха и старенький пароход ушел на дно. Так завершилась история корабля, задуманного как вполне ординарный пароход, но ставшего прото-авианосцем и с честью прошедшего через множество испытаний.
Его собрат, такой же пароход РОПиТа, "Император Николай I" также был уведен из Севастополя во Францию, а вместе с ним ушла и надежда на продолжение исследований в области морской, и особенно корабельной авиации. В хаосе революций и гражданской войны до них никому не было дела, а затем об этом перспективном направлении военно-морского дела попросту забыли. Впрочем, это уже совсем другая история.
Автор: Николай Кондратьев