Надежда Константиновна Крупская долгие годы была надежной соратницей и женой Владимира Ильича Ульянова (Ленина). И после ухода из жизни супруга она играла важную роль в советском государстве, хоть и всё было сложно. Это я про отношения с Иосифом Виссарионовичем Сталиным. По одной из версий, Коба настолько не любил Крупскую, что прислал ей ко Дню рождения отравленный торт. Впрочем, эта теория довольно слабая, потому что десерт ели и гости, но ушла из жизни только Надежда Константиновна.
Это, конечно не отменяет тот факт, что у Сталина и Крупской отношения были плохие. Ленин, пока был жив, вступался за супругу. Потом, когда Владимир Ильич ушел из жизни, стало тяжелее Надежде Константиновне. Но она держалась.
Что касается происхождения Крупской, то долгие годы документы были засекречены. Власти в СССР эту тему старались не освещать. Сейчас проще. Но не все бумаги находятся в свободном доступе. Поэтому можем довольствоваться тем, что есть.
Польские или еврейские корни
У евреев национальность определяется по материнской линии. Но мы это учитывать не будем.
Известно, что дед Надежды Константиновны был дворянином. Звали его Игнатий Крупский. Он был поляком. Разорился в результате войны 1812 года, переехал в Казанскую губернию.
Продолжателем рода стал Константин Игнатьевич Крупский, который, судя по всему, потерял родителей рано, потому что, на правах сироты, смог льготно поступить в кадетский корпус – ничего не платил за обучение. А далее – продолжил получить образование в артиллерийском училище. Крупский звезд с неба не хватал. Возможно, потому что не было крепкой поддержки. Карьера шла в гору, но очень медленно. Константин Крупский, будучи поручиком, не мог полноценно обеспечивать семью. Не было денег.
Таким образом, у Надежды Константиновны были в предках поляки. А некоторые историки уверяют, что и немцы тоже были. Но ещё раньше.
Вполне можно поверить. Ведь немцы и поляки – это соседние народы. Там между ними не всё так просто. Можно много привести примеров, когда, скажем, поляки получают немецкое гражданство, «становятся немцами».
Насколько это всё важно – сложно сказать. Мне кажется, что национальность не играет очень уж большой роли. Важны убеждения человека, его жизненные принципы и тому подобное.
Но за это цепляются. Например, и представителей дома Романовых обвиняли в том, что в их венах течет немецкая кровь, а, значит, царская семья в Первую мировую симпатизировала немцам – такие слухи ходили в начале 20 века. Но понятно же, что Николай Александрович беспокоился о своей стране – о Российской империи. Да и Александра Фёдоровна – тоже.
Что касается еврейских корней Крупской – то это тоже не особо важно. Я бы так сказала: национальности у Надежды Константиновны были следующие:
1. Революционерка.
2. Коммунистка.
И всё на этом.
Можно сказать про дворянское происхождение немного. Во-первых, дед Крупской разорился, а отец не был тоже богат. Поэтому всё это дворянство было формальным. Так можно выразиться.
Во-вторых, первые революционеры, «старые большевики» - они многие были не из простого народа. Не смог бы обычный крестьянин или рабочий придумать и организовать то, что сделал Ленин со своими соратниками. Даже Сталин, который в молодости был бандитом и хулиганом, имел определенное образование, умел читать и думать. Дворянского происхождения у него не было.
Поэтому никто Крупскую не упрекал в её происхождении. Да и многие об этом ничего толком не знали.
По материнской линии
С этим всё намного проще.
Дед Надежды Константиновны Василий Тистров был горным инженером. Неплохая была должность. Однако мужчина не смог накопить денег, чтобы жить в достатке. Не бедствовал, но и капиталами похвастаться не мог.
А его дочь – Елизавета Васильевна – как только достигла совершеннолетия, устроилась гувернанткой. Тоже, судя по всему, звёзд с неба не хватала.
Поэтому можно сделать простой вывод: по материнской линии у Надежды Константиновны предки были русские и совсем не богатые, а представляли что-то близкое к среднему классу.
Нужно учитывать то, что не все документы есть в свободном доступе. Поэтому тему про происхождение Крупской все же до конца раскрыть не представляется возможным. Есть почва для того, чтобы рождались слухи.