Найти в Дзене
Ксения Тихомирова

Социальное предпринимательство: как делиться и отдавать, не теряя энергии и не выгорая?

За последние несколько лет тема социального бизнеса стала одной из наиболее актуальных. Теперь социальная ценность — крайне значимый аспект в проектах культуры, образования и бизнеса.

Что это: модный тренд или четкая линия развития предпринимательства в России? Давайте разберемся.

Очень многие предприниматели нашей страны считают бизнес видом деятельности с обязательной социальной ответственностью. Это я могу точно утверждать, основываясь на большом количестве коммуникаций с бизнесменами из разных отраслей. Мы замечаем, что и государство стало активно поддерживать разные социальные инициативы. Большое количество бизнес-проектов сегодня запускается благодаря финансовой поддержке государства. Через всевозможные гранты, субсидии, льготы. Все больше начинающих и опытных бизнесменов смотрят в сторону проектов с социальной подоплекой. 

Что надо знать о запуске подобного бизнеса и как его развивать?

Для начала необходимо твердо обозначить социальную проблему, требующую решения. Важно четко знать: она реальна, а не надумана.

Необходимо создать крепкую бизнес-модель, гарантирующую финансовую устойчивость дела. 

Далее необходимо выстроить отношения с некоммерческими и коммерчески ориентированными институтами, если их поддержка — немаловажная составляющая в развитии проекта.

Создать надежную команду — архиважно для бизнеса с социальной подоплекой. Правильно подобранная команда — это не просто мощный коллектив со специалистами с высшим образованием и отличной квалификацией. Это люди, готовые работать с высокой самоотдачей, и делать все возможное для достижения целей.

Не стоит забывать про анализ социального влияния проекта. Это поможет убедиться в важности или бесполезности инициативы. Такой анализ даст возможность внести изменения в планы, если обнаружится «сбитый прицел».

Чем социальный бизнес принципиально отличается от чисто коммерческого?

Главное отличие бизнеса социального от чисто коммерческого — цель проекта. Мотивация первого основана на решении общественной проблемы. Второго — на получении материальных благ. Предприниматели первого типа также заинтересованы в получении прибыли, но все-таки достижение социальной цели — это первостепенная задача. Вот почему в социальный бизнес я не рекомендую идти тому, кого интересуют только материальные профиты.

Без серьезного намерения решить некую проблему общества нельзя заходить в социальный бизнес. Некоторые люди, ангажированные привлекательными перспективами: государственными грантами, льготами, субсидиями, содействием «власть имущих» персон, получением социальных привилегий, забывают о фундаментальной цели проекта и фокусируются на личной выгоде. Очень быстро наступает неудовлетворенность, выгорание и нежелание продолжать социальный проект.

Один из значимых моментов подобного бизнеса — активные коммуникации. С членами коллектива. С властью. С разными общественными деятелями и бизнесменами, содействие которых необходимо. Не будет преувеличением сказать, что коммуникация — это фундамент социального бизнеса. Именно поэтому такая инициатива противопоказана тем, кому чуждо постоянное общение с людьми. 

У меня есть личный опыт запуска и развития социального бизнеса. Все подводные камни подобных инициатив мне знакомы не понаслышке.

В 2015 году я запустила свой первый социальный бизнес такого типа — культурно-просветительский интернет-ресурс «Rublev.com». Это была возможность дать жизнь тому, что волновало меня годами: вдохнуть жизнь в идею о христианском просвещении людей. В инициативу было вложено много времени, финансов и духовных сил. Я играла несколько ролей: была соучредителем, инвестором, генеральным директором, позже управляющим партнером. Проект для меня был особенным, сотворенным душою и сердцем. Создавая Rublev, я мало задумывалась о личной выгоде. Какое-то время я получала удовольствие просто от возможности нести пользу людям в таком важном деле, как развитие духовности. 

Но случилось то, что бывает, когда происходит опрокидывание баланса между духовным и материальным. Финансовая часть моей жизни стремительно «поехала» вниз. Произошло выгорание и эмоциональное опустошение. Я осталась одна. Партнеры одним за другим прекратили сотрудничество. Мне пришлось принять единственно верное решение: я приостановила проект на неопределенный срок. Для развития некогда любимого дела у меня больше не было ни физических, ни финансовых, ни эмоциональных ресурсов. Поддержать было некому. 

Моя ошибка типична для всех начинающих предпринимателей. Я вдохновилась яркой, глубокой идеей и слепо последовала за ней. Но ни с собой, ни с партнерами не обсудила такие важные вопросы, как финансовая составляющая, распределение ролей и многое, многое другое. Именно поэтому произошло то, что произошло. 

Жалею ли я о полученном опыте? Нет. Несмотря на «заморозку» Rublev.com, это был очень ценный опыт. Отказалась ли я участвовать в подобных инициативах? Нет. Сейчас я участвую в общественных проектах, которые связаны с развитием культурного наследия нашей страны. Теперь я подхожу к проектам гораздо более осознанно. Делясь энергией, временем, деньгами, компетенциями, я слежу за своим состоянием. Если начинаю ощущать внутренний дискомфорт, делаю «стоп», разбираюсь в причинах дискомфорта и устраняю эти причины. Сейчас выгорания не происходит. И не возникает ситуаций, когда я разочаровываюсь проектом или чувствую, что в других сферах жизни «пошел перекос». Для этого нужно четко понимать, зачем ты заходишь в подобный проект, что и сколько готов отдать и где границы твоих вложений. Тогда участие в социальной инициативе не только не «обесточит», но и наполнит самой благостной и чистой энергией.