Найти тему
Profibeer

IWSR: мировой рынок алкоголя начнет восстанавливаться в 2025 году

Оглавление

Впервые за почти 30 лет IWSR зафиксировал снижение (-2% в 2023 году) объема продаж крепких спиртных напитков на ключевом рынке США. При этом общий объем алкоголя в мире снизился на -1% по объему и вырос на +2% по стоимости (доллары США, переменный обменный курс) в 2023 году. Без учета национальных спиртных напитков, таких как байцзю и шочу, мировые объемы снизились на -1%, а стоимость выросла на +3%.

Несмотря на то, что в 2024 году начнут появляться некоторые позитивные признаки, мировой рынок алкоголя остается сдержанным после нескольких лет роста, превышающего тренд, и ожидается, что проблемы сохранятся до 2025 года по мере восстановления баланса расходов домохозяйств после сильного инфляционного давления последних двух лет. Ожидается, что в этом году алкогольный рынок вырастет всего на +0,4%.

Когда наступит оживление, рост будет относительно скромным: в период с 2023 по 2028 год объем и стоимость будут расти на +1% в годовом исчислении, причем основной рост стоимости будет происходить за счет Индии, Китая и США, причем последний является единственным зрелым рынком, который, по прогнозам, в ближайшие годы существенно увеличит стоимость.

Ожидается, что к 2028 году Индия, Китай (включая национальные спиртные напитки) и США добавят 30 млрд долларов США (в ценах 2023 года), поскольку ось роста рынка алкоголя продолжает смещаться в сторону развивающихся экономик. Следующие два рынка с наибольшей добавленной стоимостью — Бразилия и Мексика.

Сложности с алкоголем в 2023 году были обусловлены быстрым снижением спроса на фоне роста стоимости жизни на основных потребительских рынках, а также значительным ростом запасов, оказывающих давление на ключевые категории.

Основным рынком роста объемов в 2023 году стала Индия. Все основные категории алкогольных напитков (кроме рома и вина) увеличили свои объемы здесь, причем шотландский и американский виски продемонстрировали рост объемов на +7 %. На других рынках, включая Колумбию, Филиппины и Таиланд, наблюдался рост объемов и стоимости.

Рынок крепких алкогольных напитков США (объемы снизились на -2 %) в 2023 году впервые за почти 30 лет сократился, а объемы всех основных алкогольных категорий снизились, за исключением текилы, некоторых сегментов американского виски и RTD. В перспективе к 2028 году текила будет приносить наибольшую прибавочную стоимость рынку крепких алкогольных напитков США за счет премиальных сортов.

В Китае наблюдалось снижение объемов по ряду категорий на фоне опасений по поводу замедления экономического роста и роста безработицы среди молодых потребителей. Объем международных спиртных напитков вырос на +2% благодаря возобновлению торговли, но объемы коньяка (-3%) и солодового виски (-11%) упали.

Эти рыночные условия отражают более сложный и неопределенный макроэкономический ландшафт, при этом исследования потребителей IWSR показывают, что домохозяйства по-прежнему находятся под значительным финансовым давлением. Также есть признаки усиления государственного регулирования на ключевых рынках.

— Продолжающееся смещение оси роста алкогольного рынка, когда рост все больше обеспечивается за счет развивающихся рынков, влечет за собой повышенную подверженность бизнес-риску. Компаниям необходимо переориентировать свои глобальные стратегии на новые возможности роста, — говорит Эмили Нилл, главный операционный директор по исследованиям и операциям IWSR. — Расширение категорий, а также географического присутствия будет иметь все большее значение. На сегодняшнем глобальном рынке алкоголя компаниям необходимо продолжать внедрять инновации, чтобы добиться успеха.

Анализ мирового рынка алкогольных напитков, проведенный IWSR, также показывает:

Премиализация развивается

Премиализация продолжала замедляться: объемы снизились в основном премиальном ценовом диапазоне как для крепких напитков (-3%), так и для вина (-3%), хотя суперпремиальный и выше ценовые уровни продемонстрировали большую устойчивость (0% и -2% соответственно).

Пиво премиум-класса превзошло все ожидания, увеличившись на +2 % в натуральном выражении и на +5 % в стоимостном, поскольку потребители все чаще отдают предпочтение доступности наряду с качеством. Премиализация продолжилась в глобальной туристической рознице — несмотря на заметный рост промоактивности в более высоких ценовых эшелонах.

— Будущий рост уже не гарантирован за счет основных премиальных ценовых категорий, хотя перспективы здесь должны начать улучшаться с 2025 года, — отмечает Нилл.

Сдержанный рост для крепких напитков

В 2023 году объем продаж крепких спиртных напитков снизился по сравнению с 2022 годом. В ближайшие годы ожидается возобновление сдержанного роста: прогнозируемый годовой темп роста в 2023-28 годах составит +1 % (объем) и +2 % (стоимость) без учета национальных спиртных напитков. С учетом национальных спиртных напитков (таких как байцзю и сёчжу), объемы останутся неизменными, а стоимость вырастет на +1% в годовом исчислении.

Диапазон премиализации крепких алкогольных напитков сужается: в то время как агава была ключевым фактором роста премиального и выше уровня в широком диапазоне географических регионов в 2023 году, бум джина закончился даже быстрее, чем ожидалось, с заметным снижением с пандемических максимумов на ключевых рынках, таких как Великобритания (объемы в 2022-23 годах -14%) и Испания (-11%).

Пиво сохраняет стабильность и открывает возможности для роста

Несмотря на снижение объемов пива в мире на -1% в 2023 году, стоимость категории выросла на +4%, и ожидается, что в период с 2023 по 2028 год будет зафиксирован +1%-ный CAGR-рост как по объему, так и по стоимости.

Южная Африка была ярким пятном в 2023 году, где объемы пива выросли на +9% благодаря сочетанию доступности в условиях сложной экономики и инвестиций владельцев брендов. Ожидается, что до 2028 года темпы роста рынка составят +3%.

Бразилия — еще один ключевой фактор будущего, обеспечивающий наибольший прирост за счет одного рынка, и ожидается, что темпы роста этого рынка составят +3% к 2028 году (как в натуральном, так и в стоимостном выражении).

Падение винного рынка скрашивает розе

Структурный спад на мировом рынке вина продолжился в 2023 году: объемы сократились на -4% по сравнению с 2022 годом. Ожидается, что падение объемов сохранится до 2028 года — с годовым темпом роста -1% — при неизменном росте стоимости.

Общее уныние, охватившее категорию, скрашивается высокой привлекательностью премиального розе на ключевых рынках, таких как США, Великобритания и Австралия. Популярность розе обусловлена рядом факторов, включая его консистенцию и пригодность для питья; веселый и жизнерадостный образ, ассоциирующийся со светскими мероприятиями, такими как бездонные бранчи и летние развлечения на открытом воздухе; а также обилие престижных, узнаваемых и элегантных брендов.

Напитки RTD продолжают блистать

В 2023 году RTD стали звездой мирового рынка алкогольных напитков — единственной крупной категорией, в которой был зафиксирован рост объема (+2 %), а также значительный рост стоимости (+6 %). Ожидается, что этот рост продолжится: в период с 2023 по 2028 год прогнозируется рост как объема, так и стоимости на +3 % в годовом исчислении.

По мере своего развития RTD становятся все более сложными: коктейли и лонгдринки продолжают занимать все большую долю, поскольку потребители ищут более премиальные варианты, а также более доступные и удобные альтернативы традиционным категориям алкогольных напитков.

Агава расширяет горизонты

США продолжают доминировать на мировом рынке спиртных напитков из агавы, демонстрируя рост на +4% (в натуральном выражении) и +7% (в стоимостном выражении) в 2023 году, благодаря уверенному росту в ценовых категориях премиум-плюс. На него будет приходиться большая часть будущего роста стоимости категории, которая, по прогнозам, будет расти во всем мире на +6% в период с 2023 по 2028 год.

Однако спиртные напитки из агавы продолжают завоевывать позиции за пределами США и Мексики: в 2022-23 годах они вырастут на +13% в натуральном выражении и на +25% в стоимостном. Помимо того, что на таких рынках, как Великобритания и Испания, агава отвоевывает место на полках у сокращающейся категории джина, она завоевывает долю среди спиртных напитков в других ключевых странах, включая Канаду и Австралию.

Объемы продаж в Индии в 2023 году почти удвоились, и отечественные спиртные напитки из агавы здесь набирают обороты. Агава также является самой быстрорастущей основной категорией спиртных напитков в глобальной розничной торговле для путешественников: в 2022-23 годах она вырастет на +37% (объем) и +58% (стоимость).

Безалкогольные напитки набирают обороты, поскольку умеренное потребление становится мейнстримом

В 2023 году все безалкогольные категории продемонстрировали впечатляющий рост: мировые объемы безалкогольного пива выросли на +6%, негазированного/игристого вина — на +7%, а безалкогольные крепкие напитки продолжили свой недавний двузначный рост, увеличив объемы на +15%. В стоимостном выражении рост был еще выше.

Последние потребительские данные Bevtrac от IWSR показывают, что безалкогольные напитки являются единственным сегментом рынка с положительной динамикой, что обусловлено ежегодным увеличением числа любителей безалкогольных напитков на нескольких ключевых рынках, включая Индию, Китай, Великобританию и США.

По мере того как умеренное потребление входит в моду, потребители принимают ее как по финансовым, так и по медицинским соображениям, что приводит к долгосрочному изменению образа жизни. Регулирующее давление на ряде мировых рынков усиливает эти тенденции, равно как и влияние рекомендаций по потреблению алкоголя со стороны правительств и мировых агентств.

Перевод: Ольга Добрынина