- Сидючи крепостей не возьмешь! - вспомнил любимое изречение А.В.Суворова генерал-лейтенант Фёдор Васильевич Ридигер.
Больше месяца русская армия под командованием Витгенштейна стояла под турецкой крепостью Шумлой.
Стояли погожие, летние деньки конца августа. Солнце светило не жарко, османы не досаждали. Все расслабились! Кроме Рилигера. Повоевав с молодости в гусарах, поучаствовал в преследовании противника в Шведской и Отечественной войнах. Хорошо знал, что именно в такие моменты общего расслабления враг и нападает.
Поэтому, вверенную ему 2-ю бригаду гусарской дивизии и 3-ю бригаду 10-й пехотной дивизии с артиллерией держал наготове. Не зря!
В начале осады Ридигер со своими силами самовольно досаждал османам на их коммуникациях, практически прервав подвоз продовольствия в Шумлу. Те стали голодать! Но после крупного боя с превосходящими силами, Витгенштейн приказал оставаться Ридигеру при основных силах.
Ридигер был против, но привычка к субординации имела над ним силу. Подчинился! Хотя понимал, что если ты не нападаешь, то нападают на тебя. Так и случилось!
Из крепости незаметно выбрались османские аскеры-стрелки. Тихо сняли русские пикеты, потом меткими выстрелами выбили орудийную прислугу. Затем, под их прикрытием, из крепости вышли основные силы, ударившие на центр и левый фланг русской армии.
Среди русского войска началась непростительная паника. Солдаты бросились кто врассыпную, кто пытался построиться в шеренги. И падали сраженные меткими выстрелами.
Хорошо что, наготове были солдаты Ридигера. Его артиллерия ударила со второй линии навесным огнем. Пусть бестолковым, но заставившим османскую пехоту сбавить темп. А в османских спагов врубились гусары Ридигера.
Гусары врезались в толпу османской конницы, как молнии, рубя саблями, словно огненными клинками, оттесняли назад.
Ридигер вытащил саблю из ножен и также бросился в атаку с резервными эскадронами. Его гусары последовали за ним, словно яронстные волны. В гуще боя Ридигер видел только врага. Рубил саблей, словно бешеный волк, сбивая с коней османов. В ушах звучал только вой битвы, в глазах только кровь и железо.
В этом безумии не заметил, как гусары прорвали линию османов и начали оттеснять. Не заметил, как артиллерия начала вести прицельный огонь, кося османов ядрами. Не заметил, как из-за леса вышли подкрепления и атаковали осман с тыла.
Только когда османы стали отступать Ридигер остановился, словно пробуждаясь от сна. Увидел, что османы отступают, оставляя за собой тела своих погибших. Теперь, чувствовал только усталость.
Больше османы не пытались атаковать осадную армию. Но в начале октября 1828 года русская армия, из-за начавшихся болезней вынужденно сняла осаду.
Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, и даже может быть подпиской! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!