Находка сделана много лет назад при раскопках древнего города Пакиме на севере Мексики. Этот памятник датируется 1200–1450 годами нашей эры, судя по всему здесь находился политический и религиозный центр региона. Археологи изучают Пакиме с середины XX века. Здесь найдены сотни глинобитных домов, некоторые из них были как минимум трехэтажными.
Среди примечательных сооружений – змееобразный курган длиной около 113 м, по крайней мере две площадки для игры в мяч, а также акведук, который доставлял в поселение воду из источника за 6 км. В поселении обнаружено множество предметов, привезенных с других территорий, включая более четырех миллионов морских раковин. А ещё здесь занимались разведением ара, археологи нашли вольеры и сотни захоронений этих попугаев.
Есть разные теории о происхождении сообщества, основавшего Пакиме. Например, полагают, что у истоков поселения стояли почтеки – профессиональные торговцы, связанные с государством астеков.
Не вполне ясно, каким был конец Пакиме, хотя очень вероятно, что финал этого общества трагичен. Об этом говорит около 100 незахороненных человеческих скелетов, найденных в поздних слоях памятника. Гибель этих людей приписывали насилию, эпидемии или голоду, но в любом случае случилась какая-то катастрофа.
============================
Любите археологию? Поддержите нас на Sponsr или Boosty и каждую неделю смотрите лекции, обзоры и научные новости
============================
Исследователи считают, что представители народа сума, с которым столкнулись первые испанские колонизаторы, были потомками жителей Пакиме.
«Дом колодца», расположенный в северо-восточной части памятника, получил свое название из-за уникального колодца, обнаруженного внутри здания. Этот колодец находился на глубине около 12 м под землей. Чтобы попасть туда, нужно было спуститься по крутой лестнице, минуя человеческий череп, вмурованный в пол, и ряд других реликвий. Рядом с Домом располагались самые богатые жилища этого поселения.
В комнатах Дома колодца найдено множество изысканных вещей, включая тысячи морских раковин, полудрагоценные камни, а также более 50 расписанных керамических чаш, курительные трубки и множество остатков ара, принесенных в жертву. Вероятно, здесь жили или проводили ритуалы высокопоставленные жрецы Пакиме.
На нижнем этаже Дома колодца находилось необычное большое помещение (Комната 21), без очага, с тремя деревянными столбами, опиравшимися на каменные диски. У основания одного из столбов, под полом, на диске из песчаника находилось Захоронение 23-8: скелет ребенка 2-5 лет, как бы обернутый вокруг столба, вместе с ценными бирюзовыми подвесками. Вероятно, ребенка принесли в жертву при установке этих столбов. На это указывает и повреждение на черепе, возможно, от смертельного удара. Правда, фотографии самого скелета мне найти не удалось, есть лишь рисунок со схемой захоронения.
Всего в Доме колодца нашли 57 погребений, включая 13 детей. 25 могил находится прямо под полом дома. Однако скелет, обернутый вокруг столба – уникален для всего памятника.
Захоронение раскопано более 50 лет назад, но теперь ученые провели генетический анализ этого ребенка. Исследование показало, что скелет принадлежал мальчику, который относился к группе, предковой для современных индейцев, проживавших в этом регионе.
А самое любопытное: на основании уровня гомозиготности генетики вычислили, что родители мальчика находились в родстве второй степени. Либо они были единокровными братом и сестрой, либо дядей и племянницей или тётей и племянником. (Либо, говорится в статье, это были дед и внучка / бабушка и внук, но такое уже совсем ни в какие ворота, друзья…)
Согласно радиоуглеродному анализу, погребение произошло в XIV веке.
Кроме того, анализ содержания изотопов стронция показал, что ребенок провел свою короткую жизнь в Пакиме или рядом с ним. Согласно аналогичным исследованиям других захоронений, в Доме колодца погребали только местных жителей.
Исходя из обилия ценных артефактов, исследователи приходят к выводу, что здесь хоронили представителей местной элиты.
Но что нам даёт информация о родстве родителей мальчика? Известно, что близкородственные, кровосмесительные браки во многих обществах считались табуированными. Часто запрещались союзы двоюродных братьев и сестёр.
Но существуют исключения из этого правила, например, браки братьев и сестёр в Египте римской эпохи. Исследования показали, что подобные союзы встречались в обществах с высокой степенью социальной иерархии и считались прерогативой правителей, освобожденных от социальных норм. В подавляющем числе случаев инцест был стратегией высокостатусных людей, таким образом дополнительно подкреплявших своё положение и консолидирующих власть.
Среди древних людей, найденных археологами, очень немного индивидов с такой высокой степенью гомозиготности, как мальчик из Пакиме.
Конечно, нельзя исключить, что этот ребенок был результатом незаконной связи, или что родители не знали о своем близком родстве. Тем не менее, контекст захоронения указывает на особую социальную роль родителей и на важность этого погребения, в особенном месте, с богатыми дарами.
Детские жертвоприношения были распространенной практикой в древней Мезоамерике, как и использование подобных ритуалов при освещении значимых сооружений. Человеческие жертвы были действенным способом умилостивить богов или получить их помощь, причем принесение в жертву кого-то из элиты котировалось выше. Поэтому погребение ребенка, рождённого от двух представителей местной элиты, могло считаться отличным способом «освятить» Дом колодца.
Историки много спорили о социальной структуре общества Пакиме. Существовала ли в нем жесткая иерархия? Согласно новому исследованию, в Пакиме, как минимум, существовал элитный класс, старавшийся удерживать свою власть путём близкородственных браков.
Кстати, из всех древних людей, исследованных генетиками, только двое обладали более высоким уровнем гомозиготности, чем ребенок из Пакиме. Один – с территории Израиля, датируемый 6-м тысячелетием до н.э., и другой, датируемый 3-м тысячелетием до нашей эры, с территории России.
Автор текста — Александр Соколов. Источники.
Вам также может быть интересно: