Найти тему
окно в икону

Корона для иконы Богородицы: как возник обычай и что значит

С праздником, уважаемые читатели! Ранее уже был материал о венце или короне на иконе. Но тогда речь шла об образах святых. Теперь же рассмотрим случаи, когда венцы есть на иконах Пресвятой Богородицы.

Называя Богоматерь Царицей Небесной, древние христиане не торопились изображать на Её иконах короны. Её голова была либо украшена причёской, характерной для римской традиции с многочисленными украшениями, либо покрыта мафорием по восточному обычаю. Отдельные случаи создания из золота специальных корон для икон Пресвятой Богородицы (для Неё Самой и для Богомладенца) известны в Риме в седьмом-девятом веках. Оставаясь разовыми, эти случаи не влияли на другие регионы и страны христианского мира. Но всё изменилось в семнадцатом веке, когда католики столкнулись с тем, что протестантов не просто становилось всё больше и больше, но они и всё энергичнее продвигали свои идеи, в том числе критиковали и почитание Богоматери, и любых икон.

В ответ на это католики и воспользовались уже имевшимися примерами и стали отмечать чудотворные иконы Богоматери особым образом - коронованием. Дело в том, что прикрепление корон к Её образу начиная с семнадцатого века не носит случайный или частный характер. Чтобы у католиков икона была признана чудотворной и получила право на коронование, необходимо решение папы Римского, а тот даёт его при наличии определённых оснований: сведений о древности образа и о чудесах, случившихся после молитв перед образом, засвидетельствованных очевидцами. Для процедуры коронования со временем создаётся даже специальный литургический чин.

Приведём в качестве примера историю с коронованием Почаевской иконы Пресвятой Богородицы.

Почаевская икона Пресвятой Богородицы в окладе.
Почаевская икона Пресвятой Богородицы в окладе.

В восемнадцатом веке Почаев находился на территории Речи Посполитой, в которой доминировал католицизм и после долгих лет борьбы с Православной Почаевской лаврой поляки всё же переманили в униатство её монахов. После этого один из семейства Потоцких взялся хлопотать о прославлении Почаевской иконы Пресвятой Богородицы в католическом мире, он добился одобрения папы Римского и в 1773 году состоялось коронование. Для этого папе Римскому были отправлены документы, подтверждающие историю иконы и описание двадцати одного чуда от неё. В Риме на деньги Потоцкого были изготовлены две небольших короны из золота и привезены в монастырь, была совершена специальная служба и восемь дней продолжались празднования в Почаеве по этому случаю.

Интересно, какое значение придавали сами участники торжеств данному действию. Они говорили и писали о том, что кто венчает Господа и Богородицу на земле, тот будет венчаться ими на небе славою и честию. То есть коронование рассматривали как один из способов прославления Господа и Богоматери. С другой стороны, коронование позволяло полякам рассматривать Богородицу не только как Царицу Небесную, но и их земную правительницу, Королеву Польши. Эта мысль была выражена достаточно явно и наверное, именно этим объясняется активность поляков в этом направлении - за восемнадцатый и девятнадцатый века на территориях Польши были коронованы двадцать шесть икон Пресвятой Богородицы. Самая известная из них - Ченстоховская икона. Она коронована первой среди польских и первой не на территории Италии в 1717 году. На ободе короны на голове Богородицы надпись на латыни: Totus tuus, это начало молитвы: Всецело твой.

Почему мы обращаемся именно к польской традиции? Да потому что эта страна как сосед России и в определённый период даже её часть, находилась в активном взаимодействии с нашей культурой. Несмотря на то, что православные и католики осознавали себя различными верами, но многие иконы Пресвятой Богородицы почитались и теми, и теми. Но в период нахождения под польским, или, лучше сказать, католическим влиянием, они короновались. Отсюда у нас есть почитаемые иконы, на окладах которых есть короны.

Остробрамская икона Пресвятой Богородицы.
Остробрамская икона Пресвятой Богородицы.

При создании копий этих прославленных икон все детали оклада обычно пишутся на новом образе красками, как неотъемлемая часть изображения, и уже невозможно различить на копии, где написанные детали, а где прикреплённые к ней части оклада. Так католическая традиция оказалась частью нашей культуры.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!