Найти в Дзене

Елена Михайловна Деконская - медиум из села Лыковщина Саранского уезда.

Да, знаю, заголовок выглядит несколько бредово 😁 однако же, это чистая правда! Итак... В конца XIX - начале XX века в России большую популярность имели спиритические сеансы, на которых медиумы вызывались духи умерших людей. И ничего удивительного, что в 1901 г. в свет вышла книга под названием "Замечательные медиумные явления. Из дневника Е.М. Деконской", ознакомится с которой вы можете здесь. Эта занимательная книга начинается с фразы: Пусть говорят, что хотят, пусть смеются, пусть не верят... Мне все равно, так как теперь никто и ничто не поколеблет моей веры в действительность существования необыкновенных явлении в области так называемого спиритизма. В данной книге довольно подробно рассказывается об опыте собственно самой Е.М. Деконской, которая практиковала вызов духов в своем имении, расположенном недалеко от Кривого Рога Екатеринославской губернии. Приведу пару страниц: Так кто же такая эта женщина и причем тут Лыковщина? Деконская - это фамилия Елены Михайловны по мужу, про

Да, знаю, заголовок выглядит несколько бредово 😁 однако же, это чистая правда! Итак...

В конца XIX - начале XX века в России большую популярность имели спиритические сеансы, на которых медиумы вызывались духи умерших людей. И ничего удивительного, что в 1901 г. в свет вышла книга под названием "Замечательные медиумные явления. Из дневника Е.М. Деконской", ознакомится с которой вы можете здесь. Эта занимательная книга начинается с фразы:

Пусть говорят, что хотят, пусть смеются, пусть не верят... Мне все равно, так как теперь никто и ничто не поколеблет моей веры в действительность существования необыкновенных явлении в области так называемого спиритизма.

В данной книге довольно подробно рассказывается об опыте собственно самой Е.М. Деконской, которая практиковала вызов духов в своем имении, расположенном недалеко от Кривого Рога Екатеринославской губернии. Приведу пару страниц:

Так кто же такая эта женщина и причем тут Лыковщина?

Деконская - это фамилия Елены Михайловны по мужу, происходила же она из дворянского рода Долгинцевых. Представителям данного рода принадлежали земли в Саранском уезде Пензенской губернии, а в 1810 г. род Долгинцевых был вписан в первую часть Родословной книги Пензенской губернии.

Родилась Елена Михайловна 25 марта 1846 г. Её родителями были помещики сельца Лыковщина Саранского уезда Пензенской губернии - капитан-лейтенант Михаил Иванович Долгинцев и дочь надворного советника Надежда Александровна Долгинцева (в девичестве Васильева). Вероятнее всего, Елена Михайловна появилась на свет именно в лыковщинском имении своих родителей, а 28 марта 1846 г. ее крестили в Спасском соборе города Саранска, о чем говорится в нижеприведенном документе:

Не исключено, что Лыковщина была родовым имением Долгинцевых. Так, согласно документу от 1812 г. Лыковщиной и Пятиной владел дед Елены Михайловны - майор Иван Никитич Долгинцев.

По данным источника «Сведениях о помещичьих имениях» (1860), в середине XIX в. отцу Елены Михайловны - Михаилу Ивановичу Долгинцеву, принадлежали 510 крестьян мужского пола (144 двора) в сельце Лыковщина, Нижняя Пятина и село Покровское.

Населенные пункты Лыковщина; Покровское (Нижняя Пятина, Аморда) и Покровское (Верхняя Пятина, Аморда) на карте Менде середины XIX в.
Населенные пункты Лыковщина; Покровское (Нижняя Пятина, Аморда) и Покровское (Верхняя Пятина, Аморда) на карте Менде середины XIX в.

Об имении Долгинцевых стоит также привести детские воспоминания известного офтальмолога Владимира Петровича Филатова (1875 - 1956), который родился в Михайловке, находившейся неподалеку:

По дороге, в 3 верстах от нашей усадьбы мы остановимся на несколько минут в Лыковщине, у Михаила Ивановича Долгинцева. (…) Он бродил по своему огромному дому, по стенам которого висели темные «предки», в полосатом хорошей материи, халате, в ермолке, старый, худой, с шершавым, давно не бритым подбородком (…). Он окопал всё свое большое имение (2 тысячи десятин) широкой и глубокой канавой с валом; за «провинности» он посылал своих крепостных «копать канаву». У Долгинцева был огромный старинный сад, окаймленный Амордой, в нем было несколько выкопанных прудов, запущенных, покрытых ряской и листьями водяных лилий; производили эти пруды жуткое впечатление. Один из них был превосходно нарисован моим отцом.

Стоит отметить, что Долгинцевы были связаны не только с мордовским краем, но и с Новороссией. Так, отец вышеупомянутого Михаила Ивановича Долгинцева, секунд-майор Иван Никитич Долгинцев, владевший Лыковщиной и Пятиной, был также городничем Херсона в 1789-1795 гг.

Скрин из книги: А.В. Макидонов. Персональный состав административного аппарата Новороссии XVIII века. 2011. 336 с.
Скрин из книги: А.В. Макидонов. Персональный состав административного аппарата Новороссии XVIII века. 2011. 336 с.

Михаилу Ивановичу Долгинцеву принадлежало село Екатериновка (Долгинцево, Деконька) Верхнеднепровского уезда Екатеринославской губернии. В первые годы советской власти, это село вошло в состав города Кривой Рог.

В дальнейшем Елена Михайловна Долгинцева вышла замуж за Александра Григорьевича Деконского, сына крупного саратовского помещика Григория Кузьмича Деконского. Видимо после замужества Елена Михайловна уехала из родительского имения в Лыковщине и обосновалась в Екатериновке, где и занималась, в том числе, спиритическими сеансами, прославившими её.

В Лыковщине она, скорее всего, больше не жила, а после смерти её отца, Михаила Ивановича Долгинцева, имением занимался управляющий. Так, в книге «Атемар. Между прошлым и будущим» (Саранск, 2016 г.) отмечено: «Владельцы семи из имений сами там не жили – граф Келлер, княгина Гагарина, Татаищевы, Мезенцев, Макеровские, сестры Макова и Деконская (урожд. Долгинцевы), Коптева – и всем управляли наемные опытные люди с агрономическим образованием».

В советский период судьба и лыковщинского и екатерининского имения была предсказуема. Так, исследователь С. В. Кистанов в статье "Аграрное движение в Саранском уезде в октябре-ноябре 1917 г." (Экономическая история. – 2019. – Т. 15. – № 1. – С. 60–71) отмечает: «Наконец, стоит отметить пятинских крестьян, которые на сельском сходе потребовали удаления работников из экономий помещиц Маковой и Деконской, справедливо считая, что без наличия рабочих рук помещицы не смогут продержаться в хозяйстве и съедут с насиженных мест».

На одном из порталов мне также попалась статья, где говорилось, что имение Е.М. Деконской в Екатериновке было национализировано, а сама хозяйка изгнана и в дальнейшем была репрессирована. Насколько это правда мне выяснить, к сожалению, не удалось.

Вот такие вот интересные параллели удалось провести!