Минпромторг России разработал проект постановления, предлагающий установить пошаговую индексацию утилизационного сбора на период до 2030 года. Документ размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В настоящее время он уже прошел процедуру публичного обсуждения.
«Индексация утилизационного сбора предусмотрена только на те виды техники, производство которых освоено на территории Российской Федерации и (или) Республики Беларусь, и принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не окажет влияния на ее стоимость благодаря оказываемым мерам государственной поддержки», – сказано в пояснительной записке к документу.
Сообщается, что проект постановления был разработан на основании предложений отраслевых комитетов Госдумы и Совета Федерации, а также отраслевого сообщества. Однако, судя по всему, здесь учитывались лишь интересы отечественных автопроизводителей. Других же представителей отраслевого сообщества, и уж тем более простых автовладельцев, даже не спрашивали.
В Общественном Совете по развитию такси обеспокоены сложившейся ситуацией. Ведь повышение ставок утильсбора нанесет прямой удар по таксомоторному бизнесу. Причем в итоге платить за все придется не только привозчикам, но и их пассажирам. Поэтому эксперты Совета подготовили свой официальный отзыв на предложенный документ, который направили для рассмотрения разработчикам проекта постановления.
Забота об экологии?
Так что же такое утилизационный сбор и для чего он нужен? Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» устанавливает, что уплаченные в бюджет средства в виде утилизационного сбора, должны быть использованы на компенсацию затрат, связанных с утилизацией утративших свои потребительские свойства автомобилей и их компонентов, а также создание инфраструктуры для их утилизации.
В соответствии с этим же законом Минпромторг уже давно должен был разработать методики определения ущерба окружающей среде, а также определить стоимость создания инфраструктуры утилизации старых транспортных средств. На основании таких методик необходимо было определять размер утилизационного сбора в отношении каждой категории транспортных средств. Но ничего этого не было сделано.
Зато в декабре 2013 года появилось постановлении Правительства №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств», основанное на нормах 89-ФЗ, которое ввело правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним.
Необоснованные тарифы
Были определены базовые ставки для расчета утилизационного сбора. Для легковых автомобилей – 20 тыс. рублей и 150 тыс. рублей для автомобилей грузовых. Также были установлены коэффициенты расчета суммы утилизационного сбора. Вместе с этим в документе не было приведено никаких данных, обосновывающих вводимые базовые ставки и коэффициенты. Там также отсутствовали ссылки на какие-либо иные нормативные документы, обосновывающие их величину.
То есть в течение вот уже 10 лет в России производится взимание утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, размеры которого ничем не обоснованы. И за десятилетие тарифы уже неоднократно повышались. При этом за прошедшее время инфраструктура для утилизации так и не была создана. Неизвестно даже, финансировались ли какие-либо экологические программы, направленные на устранение вредного воздействия отходов производства и потребления транспортных средств и их компонентов на здоровье человека и окружающую среду.
Но для всех, кто следил за ситуацией за последние 10 лет, очевидно, что средства, собранные в виде утилизационного сбора, ни на какую утилизацию или экологическую безопасность не шли. Правительство никогда особо и не скрывало тот факт, что утильсбор в основном направляется на субсидирование российских автопроизводителей. При том, что в Федеральном законе №89-ФЗ сказано, что средства должны идти только на утилизацию авто и обеспечение экологической безопасности. Заметьте, ни слова про поддержку автопрома.
Утильсбор — это удавка на шее российской экономики
И что мы видим в результате? Давайте говорить начистоту – результат такой поддержки близок к нулевому. Несколько волн повышения утилизационного сбора, произошедшие за последние годы, превратили автомобили (как легковые, так и коммерческие) в предмет роскоши. И если не прекратится бездумное повышение утильсбора, то мы рискуем оказаться в ситуации, когда никакая поддержка не поможет отечественному автопрому. Автомобили просто станут недоступны по цене.
Безусловно, отечественный автопром нужно поддерживать. Только это должны быть эффективные меры поддержки. Их нужно разрабатывать с привлечением отраслевых экспертов и вузов. Нужно создавать новые технологии и современные материалы для отрасли в целом. Нужна поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Нужна принципиально иная модель кооперации в отрасли.
Попытка же повысить утильсбор не только не решит проблем отрасли, но только усилит их. Так как в существующем виде утилизационный сбор — это удавка на шее российской экономики.