Программа "Недетский разговор" затрагивает актуальную и трагическую тему - травмрование и гибель детей на дорогах, которые чаще всего возникают по вине взрослых. В медиастудии ГТРК "Владивосток" Юрий Колесников, заместитель начальника управления ГИБДД, УМВД России по Приморскому краю. В студии - Сергей Нелюбин, Ольга Романова, уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае.
Сергей Нелюбин:
- Здравствуйте, дорогие друзья! У нас очередной выпуск программы «Недетский разговор». Сегодня мы будем говорить о защите детей при соблюдении или несоблюдении правил дорожного движения.
Лето, каникулы, не все у нас дети сейчас находятся в игре. И в летнее время, как правило, наверное, со стороны родителей не такой уж и усиленный контроль, как там во время учебного года, в зимний период и лето. Такое время года, когда дети у нас гуляют, дети у нас часто находится, может быть, без присмотра. Вот об этом мы будем разговаривать. Сегодня мы, конечно же, не знаем ситуации, так или иначе. Во всяком случае, может быть, только Владимир Иванович знает ее. Но фактическую нет, поэтому он у нас в студии Колесников Юрий Геннадьевич, заместитель начальника управления ГИБДД, УМВД России по Приморскому краю.
Юрий Геннадьевич, здравствуйте!
Аварии на дорогах с участием детей
Юрий Колесников:
- Здравствуйте!
Ольга Романова:
- Здравствуйте. Ну что у нас там? У меня уже сердце болит. Каждый день практически поступает информация.
Юрий Колесников:
- Абсолютно верно. С вами, Ольга Владимировна, мы буквально перед эфиром переговорили. Если касаться ситуации как в Приморье, так и во Владивостоке - крупных городов и районных - можно сказать, все населенные пункты аварийность, связанная с детьми, не обошла.
К сожалению, самые тяжелые случаи с летальным исходом. Везде, где мы анализируем подобные ДТП, приходим к выводу, что в большинстве своем практически 99 из 100% - это преступная халатность взрослых. Там, где ребенок переходил проезжую часть, будучи пешеходом, взрослый, не увидел его и вовремя не предпринял попытки для остановки транспортного средства, где ребенок являлся водителем транспортного средства.
Сегодня это просто вал огромнейшей родителей без какого-либо осознания опасности мопеда и мотоцикла как вида транспорта. Это не велосипед и самокат, мопеды и мотоциклы сегодня мощность имеют такую, что могут развивать скорость 100 и более километров в час.
Мопед для подростка - залог трагедии
Сергей Нелюбин:
- Какие же есть еще происшествия?
Юрий Колесников:
- Абсолютно правильно, да. Покупают своим детям, а у нас самая аварийная категория с детей это - 7-12 лет, покупают им и квадроциклы, небольшой квадратуры мопеды, мотоциклы до 125 кубов, предположим. И дарят своим детям, и те уже спокойно начинают передвигаться без каких-либо понятий. Я знаю точно, что вот мопеды это, по моим оценкам, 8-9 класс, но чтобы дети от 7 до 12 были, такого раньше не было. И это самая аварийная категория.
Чуть постарше, уже чувствуют себя водителями мопедов, но у нас водителем мопеда, квадроцикла, либо легкого транспортного средства может быть подросток только с 16 лет. Обучаться могут они с 14 лет пойти. Автошколы сегодня обучают практически всех. Стоит это немного.
И как раз вот летний период времени, когда ребенок предоставлен, как мы делаем сейчас выводы, сам себе, взрослые не смотрят за тем, где находится ребенок. Если какой-то детский центр или там спортивный лагерь, он одну смену побыл, то другие два месяца он находится дома, практически без присмотра. И чтобы как-то его занять, родители покупают ему технические средства для передвижения с точки А в точку Б, и не контролируя, не инструктируя, не понимая то, что для этого должно быть водительское удостоверение.
А покупают подростком мопеды и т.п (прим.ред.) взрослые, в основном отцы, имеющие водительское удостоверение, имеющие понятие, что такое аварийность, что такое опасная ситуация на дороге, что такое перекресток, как уступать. Но не инструктируют, не понимают того, что ребенок в трудную ситуацию может попасть в аварию и просто не сориентируется.
Ольга Романова:
- Конечно, запаникуют. Конечно, запаникуют. Сделают неправильный маневр. И что в итоге происходит на сегодня?
Родители будут отвечать
Юрий Колесников:
- Падение, выезд на перекрестке на запрещающий сигнал светофора, либо там, где транспортное средство должно уступить дорогу. И, к сожалению, такие факты с летальным исходом у нас есть. Я в этой ситуации хочу даже ужесточить формулировку.
У меня такое впечатление, что родители откупаются от своих детей, только чтобы не проводить с ними время, не заполнять их досуг. Это начинается с телефонов. На тебе телефон, занимайся и сиди в комнате, никого не трогай, чтобы не проводить время. Летний период, чтобы потратить этот период, например, на обучение, отдать его в автошколу, чтобы его научили.
Уже ребята могут с 14 лет туда пойти. И там полтора-два месяца обучение стоит и недорого. Но уже у него будет понятие, что это такое. В 16 лет он придет просто и получит водительское удостоверение. И тогда с чистой совестью вы можете уже купить, приобрести, по желанию, как говорится, ему мопед. Хотя мой совет, как любителя этой техники, мототехники, отодвигать эту покупку как можно дальше.
Все равно 16 лет есть 16 лет, а техника сегодня, даже 50 кубов имеет возможность форсировать, ускоряться и так далее. Сегодня, ребята, находясь за рулем транспортного средства до 100 километров в час ускоряются.
И сегодня мы видим, выезжая с ДПС, со средством массовой информации выезжаем на дороги в вечернее время, что группы собираются по 10-20 человек, и на этих мопедах где-то по микрорайонам пытаются на задних колесах встать, проехать и так далее. Их очень много. И к ответственности привлекаем много. Ио здесь есть ответственность самого субъекта правонарушения с 16 лет.
Мы работаем с родителями. К сожалению, сегодня штраф по этой статье 5.35 небольшой, 500 рублей. Но какие последствия здесь наступают? В однозначном порядке, если происходит ДТП с участием несовершеннолетнего, если мы задерживаем несовершеннолетнего, за нарушение правил дорожного движения составляется материал в отношении родителей. Все эти материалы находятся в ПДН. И в последующем, когда ребенок куда-то захочет поступать, эти материалы собираются, предоставляются, и без объяснения причин ему приходит отказ. Это одна сторона вопроса. А второй момент. Повлияет ли это на получение права на управление транспортным средством? Здесь критерии немного смещены в сторону того, что вы успешно отучились, сдали экзамен, приходите получать физическое удостоверение. Критерий основной заключается в том, что подросток не должен быть задержан в состоянии опьянения. И все штрафы, какие были наложены, они должны были оплачены.
Я опять ужесточу. Потому что в этой ситуации (после совершения правонарушения на дороге - прим. ред.) ребенок платит дважды. В первый момент он платит тогда, когда попадает, остается живым, дай бог, но попадает в какое-то происшествие, травмируется, он платит своим здоровьем. Во второй ситуации, когда протокол будет составлен и все будет зафиксировано органами системы профилактики.
В случае достижения привлечения к ответственности или недостижения возраста привлечения к ответственности, он может заплатить репутационно и своей будущей судьбой. Но родитель при этом, который думает, что он таким образом сделал какое-то доброе, классное дело, поощрил своего ребенка за что-то хорошее, в этот момент проявляя, наверное, высшую степень безответственности. Халатную безответственность на уровне преступности.
Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».