Это крайне обобщённый и простой взгляд на творчество Александра Гельевича Дугина, коего многие презентуют в обществе как «главного философа». Без ухода в дебри с позиции марксизма будут разобраны магистральные направления его деятельности с выявлением в них прогрессивного и реакционного.
В целом деятельность Дугина можно подразделить на несколько крупных направлений: Дугин как археолог философии, Дугин как философ, Дугин как критик западного универсализма. Последнее частично переплетается с политической деятельностью Дугина, потому и выделено в отдельную категорию, так как к чистой мысли отнести эту деятельность нельзя.
Дугин как археолог философии, вероятно, преуспел больше всего. Он «раскопал» для российского читателя огромное количество авторов, доселе неизвестных в общественном дискурсе. Именно он популяризировал Хайдеггера, Эволу, Шпенглера и евразийцев разного толка через переводы и лекции о них. Вопрос ценности философских построений приведённых авторов можно не ставить — само привнесение новых мыслителей в общественное сознание скорее благо, чем нет, ведь это новый материал, с которым может работать сознание. Почивший Эдуард Лимонов так и относился к Дугину, говорил, что тот преуспел как человек, откапывающий давно забытые и малопопулярные мысли, привносящий их в общество. Это весьма чёткая оценка. Если брать абстрактно, не анализировать конкретные построения «откопанных авторов», то, конечно, это благое дело. Обращаться к Дугину и его лекциям как энциклопедии правотрадиционализма можно, тем более что и подобных ему знатоков этого направления в России (а, возможно, и в мире) вовсе нет.
Дугин как философ - это иной вопрос. Фактически философия после Гегеля и преобразования его концепций Марксом прекратила своё существование. Имеется ввиду философия спекулятивная, построенная на субъективном факторе автора, так как именно Гегель построил самую законченную модель спекулятивной системы знания, и выше него ни один философ-идеалист уже не прыгнул. Каждый постгегелевский философ лишь тем или иным образом перекомпелировал былое или пытался проинтерпретировать кого-то. Это же относится и к Дугину.
Его основная философская концепция - это «четвёртая политическая теория», чистая абстракция и спекуляция. Дугин произвольно выбирает либерализм, коммунизм и фашизм как три столбовые дороги человечества и говорит, что нужно идти по другой дороге, но всё, что о ней известно, так это то, что это не либерализм, не коммунизм и не фашизм, потому что каждая из этих дорог уже привела человечество в тупик. Во-первых, направления выбраны произвольно — где анархизм, социал-демократия, монархизм, и другие политические течения? — во-вторых, новая теория, которая не придерживается «ни того, ни другого», не говорит ничего. Если человек скажет, что он не стареет, не молодеет, но и не находится в коме или смерти, то он либо не скажет ничего, либо соврёт. Дугин говорит, что сам не представляет, как четвёртая политическая теория будет работать, но уверен, что это правильный путь. Спекулятивный произвол и голое идеологизаторство — вот что стоит за этой философской концепцией, которая выглядит бунтарски привлекательно, но не основана ни на чём, не имеет под собой эмпирической базы и представляет собой констатацию общего кризиса развития человечества, что правде не соответствует. Тот же коммунизм, который, по Дугину, проиграл, всё ещё активно представлен в мире, например, в Китае, который развивается именно на социалистических началах, как бы того не отрицали правотрадиционалисты.
Вторым основным направлением деятельности Дугина является традиционализм. Согласно традиционалистским взглядам, мир развивался «правильно» вплоть до эпохи Просвещения, когда разные интеллектуалы стали распространять «неверные идеи», что привело к модерну — отказу от Бога — и дальнейшему постмодерну — отказу от человека. Традиционалисты предлагают вернуться к допросвещенческому идеалу существования общества с сохранением технологий, добытых при модерне. Это направление мысли — целиком противоречиво и утопично. Разбирать отдельно дугинский разлив традиционализма не имеет смысла, стоит рассмотреть весь комплекс традиционалистской мысли, что можно сделать в отдельных материалах. Если говорить кратко, традиционализм, равно как и другие направления мысли, является детищем Просвещения, а точнее реакции на Просвещение. Это попытки отменить или затормозить последнее, так как именно тогда правящие классы аристократов и феодалов стали терять власть. До Просвещения никто ни о каком традиционализме не говорил, во-первых. Во-вторых, традиционализм - это сугубо идеалистическая концепция, ставящая в основу мысль, идею, игнорирующая материальное развитие, изменение мира, в который сегодня возвращение чётких традиционалистских воззрений с кастовой системой невозможно. Социальная мобильность будет нарушена, в то время как она является основой существования общества. Более того, сами господа традиционалисты стали теми, кто они есть, по большей части именно потому, что когда-то большевики открыли образование и социальную мобильность всем желающим. Иначе господа, типа Дугина, вероятно, косили бы сено в деревне и ни одной книжки Хайдеггера в жизни в руках не держали, а если бы и держали, то не смогли бы прочитать. Можно понять, когда в идеи традиционализма впадает европейская знать и аристократия, типа Юлиуса Эволы , у которых отняли их дворцы, поместья и власть, но когда в них впадают дети вчерашних крепостных, доярок и дворников — это по меньшей мере выглядит странно.
Соответственно, Дугин как философ довольно мало привнёс в общую методологическую мысль человечества. В основном это компиляции того или иного рода других авторов или сугубо волюнтаристские представления о том, как надо бы развиваться России, без опоры на эмпирику и общественные интересы. С учётом того, что для традиционализма характерны увлечения Платоном, который считал философов полубогами, стоящими над человечеством, подобное отношение и подобные идеи сегодня и вовсе вызывают лишь недоумение. Ведь любой кабинетный философ может заниматься своей работой именно потому, что сотни миллионов людей трудятся на заводе и производят его кабинет, стул, книжные полки, книги и все блага, которыми философ располагает. Современный философ уже давно должен осознать себя слугой трудового народа, а не ставить себя выше его, выдумывая волюнтаристские концепции переселения всех и вся в село и подобные оторванные от реальности воззрения.
Повторимся, это крайне общий анализ основных философских идей Дугина. Если уходить в конкретику, обсуждать его доксы и парадоксы, теорию Логосов и их разработку относительно всей человеческой истории, узко-конкретные изыскания и так далее, то можно сказать больше, но для беглого анализа этого не требуется. Дугин как философ серьёзно не прав по многим направлениям, крайне переоценён и вряд ли читаем даже среди тех людей, которые его популяризируют. Общее направление философии реакционное, общее направление мысли направленно против прогресса, исходит из неверного его понимания, крупных логических допущений и игнорирования целых кусков реальности, которые не вписываются в его умопостроения.
Дугин как критик западного универсализма - в этом направлении правота Дугина достигает максимальных значений. Его критика американо-европейского мира, как бы мы сказали, критика ультраимпериализма, с философской точки зрения, пусть и стоящей на идеалистической почве, весьма точна. С точки зрения Дугина, Запад посчитал себя единственной цивилизацией, которая стремится поглотить всех несогласных, дабы переварить их. Если переводить на язык политэкономии, транснациональные монополии, командующие глобальным неолиберальным рынком, делают всё, дабы подключить к этому рынку на правах сателлитов весь мир. Таковой процесс действительно сегодня имеет место, и всячески выступать против него есть дело прогрессивное.
Так как борьба с ультраимпериализмом сегодня оказывается главнейшим делом человечества, Дугин ситуативно оказывается в авангарде этого движения. Для этого он обращается к идеям евразийства, идеям цивилизационистов разных мастей от Данилевского и Маккиндера до Хантингтона и самого себя. Несмотря на то, что общий цивилизационистский подход насквозь идеалистичен, в конкретно сложившихся обстоятельствах он играет на стороне обособления региональных рынков и экономик от глобального неолиберального рынка, и потому выполняет ситуативно прогрессивную роль. Однако полное отрицание общей судьбы человечества, которая в действительности имеет место быть, привносит в цивилизационистские построения явную дозу реакции, но на конкретном этапе борьбы за освобождение человечества от диктатуры транснациональных монополий это допустимо.
Резюмируя. Дугин есть явление многоплановое. Некоторые элементы его деятельности можно назвать прогрессивными. Среди них: критика западного универсализма и через это — ультраимпериализма; распространение малопопулярного философского знания; систематизация правотрадиционалистской мысли, что удобно для исследователей и интересующихся. Среди реакционных явлений: абсолютизация философского знания; игнорирование объективной реальности как метод построения мысли; распространение тех идей, которые при развитии способны значительно отбросить прогресс назад, стать трамплином в политическую и экономическую власть для тех сил, которые исходят из интересов тотальной реакции, что пока компенсируется борьбой человечества против ультраимпериализма, но после падения последнего, эти идеи начнут представлять собой угрозу прогрессу и развитию. Мы попытались отойти от однозначных эмоциональных и общепринятых оценок деятельности Дугина, подсветили лишь магистральную линию умопостроений для понимания широких слоёв населения его творчества и влияния на Россию и мир. Подробный обзор может занять гораздо больше времени и текста, но он может быть сделан при должной активности интересующихся.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Также рекомендуем переходить на наш сайт, где вы сможете читать уникальный контент и наши книги - https://tukaton.ru
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429