Найти тему
ЭлейнБо

Памятка для родителей о развитии у ребёнка понятийной категоризации (начальная школа)

Понятийная категоризация (ПК) – это умение ребёнка не только знать много слов и понимать, что они обозначают, но и способность видеть, что именно связывает их между собой (к каким группам/системам они относятся). Например, к разряду овощей можно причислить помидор, огурец, картофель, лук и морковь, а не банан, апельсин, яблоко или лимон. Однако такие «предметы», как нож и хлеб, никак не связаны – и хотя ножом нарезают хлеб, всё-таки они относятся к разным смысловым группам.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

В чём может заключаться опасность слабо развитой ПК у ребёнка?

На первый взгляд, никаких особых проблем в обучении школьник может сначала не испытывать. Но это только на первый взгляд. На самом деле всё куда серьёзнее. Из-за слабо развитой ПК иногда бывает трудно добиться следующих навыков:

- грамотности на письме;

- изучения отдель­ных разделов биологии и химии;

- освоения иностранных языков;

- формирования целостных представлений об изучаемых науках.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

А как слабая ПК может повлиять на дальнейшую жизнь?

Слабая ПК – одна из причин несамостоятельности будущего взрослого. В таком варианте она не позволит ребёнку в дальнейшем должным образом понимать ситуации, в которых он окажется, из-за чего ему придётся постоянно спрашивать у остальных людей (родителей, учителей, друзей), что ему делать, причём даже в мелочах. Он просто не сможет уловить суть проблемы: почему она произошла и как конкретно её решить. Без посторонней помощи такой человек будет просто бессилен.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УЛУЧШИТЬ НАВЫКИ ПК У СВОЕГО РЕБЁНКА?

1. Играйте в игру «Кто его «брат»?» Например, спросите школьника: «Ложка – это столовый прибор. Каких его «братьев/сестёр» ты знаешь? А что ещё из кухонных приборов ты назовёшь?» (и можете аккуратно намекнуть на посуду, бытовые электроприборы и т. д., если потребуется). Одно правило: делать это не по форме и цвету, а по главному признаку. Его не трудно определить – во всех предметах он окажется неизменным. Например, у стула могут меняться форма, цвет, размер, материал, но он всё равно останется предметом мебели.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

2. Применяйте схемы. Они нужны нам не только для планировки квартир и домов. С их помощью можно объяснить многое: как куда пройти в незнакомом городе, план действий во время эвакуации при пожаре и т. д. К примеру, решили вы поехать в гости к бабушке и начинаете думать, что взять с собой на три дня? Для этого попробуйте вместе с ребёнком поразмышлять над следующими пунктами (а затем нарисуйте схему):

- одежда по погоде (предполагаете, что может быть за погода и что лучше под неё подойдёт);

- какие конкретно вещи нужны (обувь, верхняя одежда, нижнее бельё и т. д.);

- стоит ли брать игрушки (если да, то какие пригодятся для дома, а какие – для улицы).

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

3. Делая уборку в комнате вместе с ребёнком, используйте обобщения. Например, объясняйте так: «Куклы и одежда/мебель для них (мягкие игрушки, машинки и т. п.) стоят рядом, но они всё-таки не одинаковые.» А вот «Почему?» и «Какие ещё предметы логично положить рядом?» – именно те значимые вопросы, которые позволят развить ПК у ребёнка. По тому, как именно он раскладывает свои вещи, можно сказать о логичности, системности и последовательности его мышления.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

4. Работайте с мини-текстом:

- пусть школьник выберет для него только одно название из двух-трёх предложенных вами;

- попросите ребёнка весь рассказ выразить кратко – черед одно единственное предложение;

- задайте вопросы на понимание смысла текста. Но здесь не торопитесь: разберите сначала со школьником суть вопросов и лишь затем предоставьте ему возможность ответить на них.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Успехов вам в ваших занятиях!

Опора на сайты:

Почему школьникам необходимо развивать понятийное мышление