Понятийная категоризация (ПК) – это умение ребёнка не только знать много слов и понимать, что они обозначают, но и способность видеть, что именно связывает их между собой (к каким группам/системам они относятся). Например, к разряду овощей можно причислить помидор, огурец, картофель, лук и морковь, а не банан, апельсин, яблоко или лимон. Однако такие «предметы», как нож и хлеб, никак не связаны – и хотя ножом нарезают хлеб, всё-таки они относятся к разным смысловым группам.
В чём может заключаться опасность слабо развитой ПК у ребёнка?
На первый взгляд, никаких особых проблем в обучении школьник может сначала не испытывать. Но это только на первый взгляд. На самом деле всё куда серьёзнее. Из-за слабо развитой ПК иногда бывает трудно добиться следующих навыков:
- грамотности на письме;
- изучения отдельных разделов биологии и химии;
- освоения иностранных языков;
- формирования целостных представлений об изучаемых науках.
А как слабая ПК может повлиять на дальнейшую жизнь?
Слабая ПК – одна из причин несамостоятельности будущего взрослого. В таком варианте она не позволит ребёнку в дальнейшем должным образом понимать ситуации, в которых он окажется, из-за чего ему придётся постоянно спрашивать у остальных людей (родителей, учителей, друзей), что ему делать, причём даже в мелочах. Он просто не сможет уловить суть проблемы: почему она произошла и как конкретно её решить. Без посторонней помощи такой человек будет просто бессилен.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УЛУЧШИТЬ НАВЫКИ ПК У СВОЕГО РЕБЁНКА?
1. Играйте в игру «Кто его «брат»?» Например, спросите школьника: «Ложка – это столовый прибор. Каких его «братьев/сестёр» ты знаешь? А что ещё из кухонных приборов ты назовёшь?» (и можете аккуратно намекнуть на посуду, бытовые электроприборы и т. д., если потребуется). Одно правило: делать это не по форме и цвету, а по главному признаку. Его не трудно определить – во всех предметах он окажется неизменным. Например, у стула могут меняться форма, цвет, размер, материал, но он всё равно останется предметом мебели.
2. Применяйте схемы. Они нужны нам не только для планировки квартир и домов. С их помощью можно объяснить многое: как куда пройти в незнакомом городе, план действий во время эвакуации при пожаре и т. д. К примеру, решили вы поехать в гости к бабушке и начинаете думать, что взять с собой на три дня? Для этого попробуйте вместе с ребёнком поразмышлять над следующими пунктами (а затем нарисуйте схему):
- одежда по погоде (предполагаете, что может быть за погода и что лучше под неё подойдёт);
- какие конкретно вещи нужны (обувь, верхняя одежда, нижнее бельё и т. д.);
- стоит ли брать игрушки (если да, то какие пригодятся для дома, а какие – для улицы).
3. Делая уборку в комнате вместе с ребёнком, используйте обобщения. Например, объясняйте так: «Куклы и одежда/мебель для них (мягкие игрушки, машинки и т. п.) стоят рядом, но они всё-таки не одинаковые.» А вот «Почему?» и «Какие ещё предметы логично положить рядом?» – именно те значимые вопросы, которые позволят развить ПК у ребёнка. По тому, как именно он раскладывает свои вещи, можно сказать о логичности, системности и последовательности его мышления.
4. Работайте с мини-текстом:
- пусть школьник выберет для него только одно название из двух-трёх предложенных вами;
- попросите ребёнка весь рассказ выразить кратко – черед одно единственное предложение;
- задайте вопросы на понимание смысла текста. Но здесь не торопитесь: разберите сначала со школьником суть вопросов и лишь затем предоставьте ему возможность ответить на них.
Успехов вам в ваших занятиях!
Опора на сайты: