Использование различных бронепоездов правительствами и определенными революционными группировками сделало железные дороги Мексики одним из неизменных символов южноамериканских революций. Обычно считается, что было две основные революции: революция 1910-1912 годов, за которой последовала гражданская война, и революция 1935-1938 годов.
При диктатуре генерала Порфирио Диаса развитие железных дорог было признаком реального прогресса: к 1910 году в Мексике насчитывалось 20 000 км железнодорожных линий, разделенных в основном между двумя североамериканскими компаниями, "Ferrocarril Central Mexicano" и ‘Nacional Mexicano’.
Но затем политическая ситуация ухудшилась, и в ноябре 1910 года разразилась революция, когда мадеристы восстали против правительства и последовали репрессии. Один из будущих известных деятелей революции, Франсиско Вилья, присоединился к повстанцам в конце ноября в Чиуауа (Северная Мексика). В феврале 1911 года Эмилио Сапата начал свое аграрное восстание в Морелосе, в 80 км к югу от столицы. В мае президент Диас подал в отставку и покинул страну. Мадеро был избран и разгромил восставших против него революционеров под руководством Сапаты. В феврале 1913 года Мадеро был убит, и его сменил генерал Уэрта. Это стало началом долгого беспокойного периода.
Панчо Вилья вел партизанскую войну против крупных землевладельцев в Чиуауа. Возглавляя Северный дивизион, он в конце сентября захватил крупный железнодорожный узел Торреон вместе с огромным количеством подвижного состава. В декабре 1913 года он стал губернатором штата Чиуауа. Со своей стороны, Сапата продолжил партизанскую борьбу в штатах Пуэбло и Герреро. В апреле 1914 года американцы впервые предприняли интервенцию в Вера-Крус после ареста американских моряков и с целью предотвратить высадку груза оружия, предназначенного для федералов. Чтобы заставить генерала Уэрту покинуть свой пост, конституционалисты Каррансы, войска под командованием Вильи (сначала союзники, затем противники Уэрты) и войска под командованием Сапаты сошлись на Мехико в гонке, чтобы увидеть, чьи войска войдут первыми. В период с апреля по июль 1915 года в борьбе между группировками, начавшейся после прихода сапатистов и виллаистов (24 и 28 ноября 1914 года соответственно), железные дороги и различные типы бронепоездов сыграли важную роль. С некоторыми трудностями центральное правительство постепенно восстановило контроль над страной. Железнодорожная система сильно пострадала: мосты были разрушены, линии разорваны или взорваны динамитом, подвижной состав уничтожен.
Продолжение следует…
Поддержите канал-поставьте лайк.